Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Торговец фарфором со дна морского

В Китае со дна моря извлекают древний корабль

На юге Китая на дне моря найдено торговое судно, груженное фарфором. Оно затонуло около 400 лет назад, во времена империи Мин, когда действовал фактический запрет на морскую торговлю. Китайские археологи исследуют древности, обнаруженные на судне «Наньо-1», и готовятся поднять его со дна морского и поместить в специальный музей, имитирующий подводные условия.

Сокровища морского дна, наверное, не перестанут будоражить воображение любителей романов о капитане Бладе и фильмов о Джеке Воробье (капитане Джеке Воробье). Однако конкуренцию испанским галеонам, груженным золотом, могут составить и древние корабли с противоположного конца света с менее ценными, но не менее интересными грузами. Воды Южно-Китайского моря хранят, как оказалось, немало древних кораблей, груженных прекрасным грузом – китайским фарфором.

Китайские археологи начали операцию по эвакуации со дна морского у южного побережья страны (территория провинции Гуандун) древнего торгового корабля, сообщает People's Daily Online. Судно, предположительно, относится к периоду династии Мин (1368—1644 годы) и перевозило средневековый фарфор.

Работы по поднятию на сушу судна, утонувшего не менее 400 лет назад и названного «Наньо-1», ведутся неподалеку от города Шаньтоу.

Обломки судна обнаружили местные рыбаки в мае 2007 года. Торговый корабль длиной около 25 м и шириной 7 м погребен в иле на глубине 27 м в 10 км от порта Шаньтоу.

Ученые предполагают, что торговое судно принадлежало провинции Гуандун и перевозило товары местного производства. Большая часть фарфора, обнаруженного на судне на данный момент, идентифицирована и принадлежит именно мастерским этой провинции, объяснил археолог Ки Йон.

Изначально корабль вез более 10 тысяч образцов бело-голубого фарфора, популярного во времена императора Ваньли династии Мин (1573–1620). Это время относится к упадку династии, когда сами монархи зачастую устранялись от государственных дел и не имели реальной власти.

Кроме того, в этот период действовал фактический запрет на морскую торговлю, поэтому исследование купеческого судна, продолжавшего свою деятельность вопреки закону, может многое рассказать о международной торговле Китая того времени.

Кроме того, провинция Гуандун был одним из главных центров морской торговли древнего Китая и всегда находилась на «переднем крае» развития купеческого мореходства.

Более 20 экспертов работают над извлечением ценного груза с «Наньо-1». Эти работы продолжатся до июня, затем начнется подготовка к подъему с морского дна непосредственного останков корабля. Завершить операцию планируется до конца года, объяснил Пу Гон, заместитель директора Института археологии и древностей провинции Гуандун, хотя ее успех во многом зависит от погодных условий. Планы по подъему корабля были окончательно утверждены в начале 2009 года. Изначально корабль вообще должен был быть поднят 26 сентября 2009 года, однако мероприятие пришлось отменить из-за суровых погодных условий – тайфунов и холодов.

Однако и сейчас не так просто уберечь древние реликвии морского дна от мародеров. Для обеспечения безопасности работы и сохранности предметов старины за объектом вот уже три года постоянно наблюдает полиция. По данным местной полиции, за это время было проведено около 4 тысяч патрулирований и остановлено 93 подозрительных судна.

Это уже вторая подобная находка в Китае за последнее время.

В декабре 2007 года археологам удалось поднять со дна моря и исследовать торговое судно «Няньхай-1» возрастом более 800 лет.

Оно было обнаружено на побережье недалеко от города Янцзян, находящегося также в провинции Гуандун, в 600 км от Шаньтоу. Корабль был гружен ценными товарами, исследованием которых занимаются теперь археологи. Само же судно хранится в большом стеклянном сосуде в местном музее. Вода в сосуде имитирует условия, в которых были найдены на дне моря останки судна. Так гости музея могут мысленно погрузиться в океанские глубины и представить почти тысячелетний век корабля под водой, не покидая теплого и сухого зала здания. Возможно, Шаньтоу через какое-то время обзаведется аналогичной достопримечательностью.

Что думаешь?
Загрузка