Как вы думаете, можно ли заразиться… аппендицитом? Наверняка нельзя, ответите вы. И вспомните азбучные фразы о том, что аппендицит — это воспаление аппендикса, и начинается он тогда, когда отверстие между этим самым аппендиксом и слепой кишкой закупоривается. Далее всплывает пугающее слово «перитонит» (хотя это отнюдь не единственно возможное осложнение воспалительного процесса) и обязательное направление к хирургу при любых брюшных болях — «чтобы исключить аппендицит». Еще лет 20 назад хирургическое вмешательство в таком случае было весьма распространенным, сейчас это «вышло из моды» и молодое поколение чаще обходится без симпатичных шрамов в нижней правой части живота.
Вроде бы тема не нова, известна и понятна.
Однако новые масштабные исследования воспаления червеобразного отростка (так правильнее называть аппендикс) показали, что причины его возникновения еще толком не определены.
Проанализировав статистику аппендицита в США за последние 36 лет, ученые выяснили, что он может быть вызван вирусными инфекциями.
Результаты исследования опубликованы в последнем номере Archives of Surgery.
Кроме того, как выяснилось, хирургическое вмешательство не всегда необходимо при воспалении аппендикса, так как не всякое воспаление неминуемо ведет к разрыву придатка и абсцессу (гнойному воспалению тканей).
Традиция удаления аппендикса восходит к 1886 году, когда был открыт аппендицит. Хирургическое вмешательство традиционно считалось оптимальным в этом случае, так как оно гарантированно решало проблему текущего воспаления, исключало опасные последствия и само по себе было безопасным для организма. Все это сделало операцию по удалению аппендикса самой распространенной причиной экстренного хирургического вмешательства.
Медицина вообще весьма консервативна и не любит отказываться от традиционных работающих методик. Однако в пользу отмены обязательного удаления аппендикса при воспалении говорит обширная статистика. Анализ данных 1970–2006 годов показал, что моряки в дальних плаваниях, а также малолетние дети в больницах, где не применяли экстренную хирургию, вполне обходились без операционного вмешательства при аппендиците. Авторы исследования уточняют, что речь идет о лишь неперфоративных аппендицитах (без нарушения целостности червеобразного отростка).
Кроме того, медики обобщили данные о заболеваемости аппендицитом, гриппом, ротавирусной инфекцией («кишечным гриппом») и кишечными инфекциями за тот же период. Выяснилось, что число заболевших аппендицитом распределено по годам и сезонам неравномерно. Для него характерны вспышки, аналогичные вспышкам вирусных инфекций. Так, например, пики числа аппендицитов наблюдались в 1977, 1981, 1984, 1987, 1994 и 1998 годах. Кроме того, число заболевших зависит от времени года — летом оно несколько возрастает. Таким образом, этот воспалительный процесс, возможно, имеет вирусную природу.
Этому феномену можно предложить очевидное объяснение: возможно, дело не в вирусной этиологии аппендицита, а в том, что он возникает на фоне протекающего в организме общего воспалительного процесса, имеющего вирусную природу.
Тогда и сезонные колебания числа случаев аппендицита напрямую связаны со вспышками вирусных инфекций. Чтобы исключить такие случаи, ученые провели «очистку» статистики. Они изъяли из выборки случаи аппендицита, протекавшего на фоне гриппа, других обычных респираторных инфекций, а также ряда желудочно-кишечных вирусов.
Однако новая кривая числа аппендицитов в год также не была единым плато, на ней наблюдались заметные пики. На основании этого медики утверждают, что, возможно, аппендицит сам по себе является вирусным заболеванием, а не «вторичным» эффектом вируса.
Так или иначе, червеобразный отросток остается весьма загадочной частью нашего организма. Ни его функция, ни причины воспаления (которое, к слову, возникает у каждого десятого жителя планеты) до конца не известны. Авторы работы полагают, что дальнейшие исследования позволят выявить вирус, вызывающий аппендицит, и пролить свет на закономерности функционирования отростка слепой кишки.