В последние годы в странах Европы проходит активная борьба против курения. Так, в Великобритании теперь просто так не покуришь: в пабах и ресторанах нельзя — можно только на улице, и то в специально отведенных местах, в противном случае легко получить штраф. Такой подход дает свои плоды: число курильщиков в Великобритании (соответственно и число заболевших вследствие этого, например, раком легких) сократилось.
Одним из атрибутов кампании, пропагандирующей здоровый образ жизни и отказ от курения, стали принятые в Евросоюзе нормы, что сообщения о вреде сигарет должны занимать существенную часть пачки. Если в России известная фраза «Минздрав предупреждает…» написана мелкими буквами и находится в самом низу пачки, то в странах ЕС подобные сообщения набираются крупно и звучат пугающе просто: «Курение убивает», «Курение вызывает болезни сердца», «Курение ведет к раку» или «Курение вызывает импотенцию».
Еще одним нововведением в странах Европы стало размещение на пачке разных картинок, демонстрирующих вред сигарет, например легкие курильщика в сравнении с легкими некурящего человека. Или же достаточно наглядная иллюстрация того, что курение снижает потенцию (см. фото к заметке).<2>
Однако ученые-психологи пришли к выводу, что крупные надписи и пугающие картинки на самом деле не дают большого эффекта.
И тот факт, что сигареты убивают, наоборот, помогает курящим получить обоснование своей вредной привычки: мол, раз все мы смертны, то хуже не будет.
«Когда курильщики сталкиваются с сообщениями, что курение приводит к смерти, то они начинают подсознательно потакать своей рискованной привычке», — говорится в статье международной группы ученых под руководством Джошим Хансен из Университета Нью-Йорка. Работа опубликована в Journal of Experimental Social Psychology.
Психологи пришли к выводу, что большей эффективности в борьбе с курением можно достигнуть, если убедить курящего в отрицательном влиянии пагубной привычки на внешность, особенно если это касается подростков.
Свою догадку ученые подтвердили на практике.
В ряде университетов США, Швейцарии и Германии они попросили 39 курящих студентов в возрасте от 17 до 41 года заполнить анкеты, в которых нужно было ответить на несколько вопросов о себе и высказать свое мнение о том, как курение влияет на здоровье. После этого половине участников эксперимента были показаны разные материалы, в которых говорилось, что курение приводит к раку и другим опасным заболеваниям, а другая половина увидела подтверждения того, как отрицательно курение сказывается на внешности.
Затем после 15-минутного перерыва студенты заполнили другую анкету о курении и своем здоровье, с расширенным списком вопросов.
Оказалось, что вторая половина прониклась тем, что курение может уменьшить привлекательность, и в своих ответах уже не так радостно сообщала об удовольствии, которое приносят сигареты.
Ученые считают, что многие курят, потому что пытаются так повысить свою самооценку. Эта привычка начинается еще с подростковых лет. Но если убедить людей в том, что курение делает их менее привлекательными для противоположного пола, то это может существенно изменить отношение курильщиков к табаку.
Представитель Департамента здравоохранения Великобритании на просьбу The Telegraph прокомментировать выводы работы ученых, заявил, что предупреждения о вреде курения все равно останутся на пачках сигарет. Чиновник сообщил, что в ближайшее время его ведомством будут разработаны новые изображения, которые будут использованы в пропаганде отказа от курения.