В скором времени эффективность лечения гепатита можно будет контролировать на генетическом уровне. Оказывается, у каждого человека есть генный маркер, который изначально определяет возможность лечения и тяжесть побочных эффектов.
Гепатит С стоит в одном ряду со СПИДом, как по наиболее частому пути передачи заболевания и группе риска, так и по сложности и неоднозначности лечения. По статистике, им болеют 170 млн человек на Земле. Многие из них живут с гепатитом без каких-либо серьезных последствий, однако примерно у каждого четвертого больного гепатит вызывает цирроз печени, который может вести к раку печени и смерти. В этом случае спасти человека может только трансплантация органа, и, по статистике, в США именно гепатит С является основной причиной пересадки печени.
Стандартная терапия включает 48 недель приема интерферонов и антивирусного препарата рибавирина. Однако если около половины пациентов побеждают болезнь с помощью такого лечения, то другая половина страдает от очень серьезных побочных эффектов при лечении. Даже у успешных больных общее самочувствие во время противовирусного лечения несколько хуже, чем до лечения. Проходящие терапию страдают от повышения температуры, снижения уровня гемоглобина, слабости, недомогания, изменения в состоянии нервной системы (раздражительность, бессонница, снижение настроения), изменения функции щитовидной железы. Иногда побочные эффекты так тяжелы, что лечение приходится прекратить либо оно не приносит удовлетворительных результатов.
Американские врачи при обработке статистики пациентов заметили, что в среднем лечение дает самые плохие результаты в случае пациентов-афроамериканцев, на пациентов европейского происхождения оно действует чуть лучше, а для выходцев из Восточной Азии оно является наиболее эффективным.
Очевидно, что причиной таких различий должна быть генетическая предрасположенность сходных групп людей к болезни, однако до последнего времени поиски гена, ответственного за проблемы при лечении гепатита, были безуспешными. Задачу, ставшую для генетиков «святым граалем», решила группа ученых из Duke University в Северной Каролине. Результаты исследования опубликованы в Nature.
Причиной различия в эффективности лечения является генетический полиморфизм в районе гена IL28B, который кодирует интерферон-λ-3.
Носители более «выгодной» аллели СС лечатся, по меньшей мере, вдвое эффективнее, чем носители «болезненной» аллели ТТ.
При этом эффективность лечения в действительности напрямую не связана с расой или национальностью — просто афроамериканцы более часто являются носителями аллели ТТ, чем европейцы и восточноазиаты. В случае, когда испытуемые афроамериканцы являлись носителями аллели СС, они лечились более эффективно, чем европейцы с аллелью ТТ (53,5% против 33,3%). В целом же после терапии побеждали вирус 80% носителей «выгодного» гена против менее 30% «проблемного» гена. Эти результаты получены в ходе комплексного обследования динамики лечения 1671 пациента.
Что интересно, тип гена также влияет на вирусную нагрузку (количество вируса в крови) до лечения, причем носители «выгодного» вируса изначально несут большее его количество, чем «проблемные» пациенты. Ранее высокая вирусная нагрузка считалась фактором негативного прогноза для лечения, что, как теперь ясно, не соответствует действительности. Кроме того, иммунная система носителей гена СС более склонна самостоятельно побеждать вирус (по статистике, так излечиваются 10% всех больных гепатитом С).
В результате этого исследования врачи могут прогнозировать степень эффективности терапии и риск побочных эффектов еще до начала лечения и подбирать индивидуальные методики.
Ученые отмечают, что пока выявлена генетическая предрасположенность пациентов только к одному из шести типов вируса гепатита С — генотипу 1. Они намерены продолжить работу, исследуя носителей другого типа вирусов, а также разработать рутинные методики генетического исследования пациентов на маркер IL28B.