С момента изобретения письменности, даже в самой примитивной ее форме, мифы, легенды, а позже и более прагматичные знания стали храниться не только в памяти. И хотя это значительно снизило количество ошибок, передающихся между поколениями, необходимость зубрить никто не отменял. Эта же «технология» никак не изменилась за последние тысячелетия — многократное повторение с исправлением ошибок сначала способствует фиксации информации в кратковременной, а потом — и в долговременной памяти.
Аарон Андальман и Мишель Фи из Массачусетского технологического института
на примере зебровых амадин продемонстрировали, как происходит трансформация кратковременной памяти в долговременную и какие участки мозга для этого необходимы.
Выбор ученых не случаен — эти птички не способны разговаривать, но их трели очень напоминают человеческую речь: они настолько же разнообразны, и передаются от поколения к поколению. Молодые амадины, еще не умеющие «петь», сначала внимательно слушают своих родителей, после чего пытаются воспроизвести трель, состоящую из отдельных «слогов», разделенных небольшими паузами.
Авторы публикации в Proceedings of the National Academy of Sciences разлучили родителей и детей, «обучая» последних самостоятельно. Каждый раз, когда птенцы снижали тональность, Андальман и Фи включали запись «белого шума». Этот звук сообщал пернатым, что они делают «что-то не так», и они тут же повышали тональность. Многократным повторением удавалось даже существенно переучить птенцов — к концу эксперимента они начинали петь выше своих родителей.
Впрочем, если через четыре часа тренировки в определенную область мозга вводили яд рыбы-иглобрюха тетродотоксин, то учебу приходилось начинать сначала:
птички возвращались ровно к своим утренним знаниям, полностью обнуляя временную память.
Это подтвердило, что роль «кэша» в мозге птиц играет так называемый участок AFP, аналогичный базальным ядрам млекопитающих. Базальные ядра — скопления тел нейронов, спрятанные под корой больших полушарий. Именно через них проходит как вся чувствительная информация, так и все двигательные директивы. И хотя наш мозг по своему устройству существенно отличается от птичьего, возможно, и у нас данные перед тем, как перекочевать в долговременную память, некоторое время хранятся в базальных ядрах.
По оценкам ученых, на это требуется около суток — через 24 часа после начала тренировок введение яда оказывалось уже неэффективно, и птицы легко воспроизводили полученные знания. Впрочем, на это может потребоваться и меньше времени — как уже было показано ранее, во время сна мозг самостоятельно повторяет пройденное за день, тем самым закрепляя знания.
Вероятнее всего, тем самым информация проходит дополнительную проверку, а сутки играют роль своеобразного «карантина» — в долговременную память перекочевывает только важная и проверенная информация.
Если ученым удастся подтвердить свою гипотезу для млекопитающих, то в руках у них окажется, как минимум, способ стирать все воспоминания за последние сутки. Зная мишень, может, удастся найти и вещества, способные ускорить запоминание. Пока же средства лучше зубрежки никто не придумал.