Николас Конард продолжает радовать археологический и не только мир артефактами из пещеры Холе-Фельс, что в 20 км на запад от города Ульма в Германии.
Вслед за самым древним фаллосом и статуэткой богини-матери, настало время и музыкального искусства — ученый опубликовал данные о четырех флейтах, датируемых теми же 33 тысячами лет до н.э.
Как отмечает археолог из университета Тюбингена, самыми древними эти инструменты назвать нельзя: даже если отбросить артефакт 60-тысячелетней давности, функциональность которого постоянно оспаривается, останутся разнообразные духовые инструменты, датируемые примерно той же эпохой. Но, что касается германских резидентов культуры Ориньяк, здесь пальма первенства безусловно будет за находками Конарда.
Изо всех артефактов сами авторы публикации в Nature больше всего гордятся практически полной костяной флейтой, собранной из 12 кусочков, рассеянных на глубине 3 см и площади в 200 см2. Мало того, что это один из самых древних, это ещё и один из самых полных откопанных в Германии артефактов. Археологи не исключают, что на похожие находки их коллеги натыкались и раньше, особенно в Холе-Фельс, ставшей резиденцией ученых с 1870 года, но до 1970 года археологические методы не позволяли собирать артефакты из настолько мелких деталей.
Для пальцев на поверхности флейты мастер оставил 5 отверстий, а на одном из концов сделал два V-образных выреза, предположительно, чтобы в них дуть.
Удалось установить и материал — холефельсский инструмент диаметром 8 мм и 21,8 см в длину был изготовлен из полой кости белоголового сипа. Эти птицы, ареал которых сейчас сместился на юг, обладают размахом крыльев до 265 сантиметров, а их кости, как и у других пернатых, полые, что существенно облегчало древнему мастеру работу. То, что инструмент был изготовлен здесь, подтверждается и многочисленными останками сипов в тех же культурных слоях пещер Швабии.<3>
Впрочем, выбора у наших предков хватало — в тех же слоях встречается обработанная слоновая кость и кости животных: лошади, пещерного медведя, мамонта, козла и оленя. Мастера даже пытались обжигать заготовки, видимо, чтобы избавиться от лишней «живой» органики. А вот артефактов из человеческих костей в культуре Ориньяк пока обнаружить не удалось.
Кроме костной флейты в той же пещере нашлись детали от двух флейт, изготовленных из слоновой кости.
Но восстановить их внешний вид удалось только после обнаружения практически целого инструмента в пещере Фогельхерд, в 25 километрах от Ульма, но уже на северо-запад. Как отмечают авторы, обработка слоновой кости занимала куда больше времени: сначала изготавливали две половинки, выдалбливая в них желоба и высверливая в одной из них отверстия, после чего соединяли, тщательно замазывая технологические щели. Неудивительно, что и без того хрупкие инструменты в целом виде совсем не сохранились до наших дней.
Как и в случае с Венерой, найденной в том же «археологическом горизонте», датировка артефактов несколько затруднена. Во-первых, радиоуглеродные методы не обладают такой точностью на сроках больше 30 тысяч лет, а во-вторых, обилие угольных рудников неподалёку и большое количество химически активных веществ в пещере затрудняют радиоуглеродный анализ. Традиционный же способ определения возраста по культурным слоям осложнён неравномерной толщиной слоев в пещере и последствиями расквартирования здесь частей люфтваффе во время Второй мировой. Этим объясняется и столь большой разброс в возрасте флейт — от 31 до 40 тысяч лет.
Как ни странно, немецкие ученые так до сих пор и не попробовали извлечь из своей находки какие-то звуки.
«По науке», чтобы не повредить артефакт, для этого сначала требуется изготовить полный слепок и работать уже с ним. Для длинной флейты из кости сипа этого пока не сделано, а вот для трёхдырочных флейт из бивней подобный эксперимент удалось провести. Археологи не отметили, привлекали ли они к работе специалистов из консерватории, но им удалось добиться четырех отчетливых нот и ещё трех обертонов при изменении угла, под которым во флейту вдувается воздух. Послушать, как звучит флейта, можно по этой ссылке.
От костной флейты Конард и коллеги ожидают ещё большего разнообразия и низкого звука, объясняющегося её большим диаметром.
Что же касается роли музыки в обществе пещерных охотников-собирателей, 35 тысяч лет назад только постигавших азы искусства, то здесь антропологи склонны видеть «новую форму общения», способствующую развитию социальных связей — музыкальными инструментами народы обменивались гораздо эффективнее, чем тем же оружием или предметами быта. Не говоря уже о том, что «тяга к прекрасному» на десятки тысяч лет опередила развитие экономики.