Судьба в определенной форме может быть даже вполне «научным» понятием: гены и различные факторы, передающиеся по наследству, в значительной мере предопределяют дальнейшее развитие. И здесь будущим родителям есть над чем работать — нередко причиной мутаций и последующих аномалий развития становится именно образ жизни и привычки старших.
Более того, определенную роль играет даже социальный статус и благосостояние, способствующие развитию ребенка, по крайней мере, в западной культуре. В частности, хороший заработок родителей достоверно связан со здоровьем, образованием и, в свою очередь, положением их детей.
Бедность же, напротив, приводит к постоянному физиологическому стрессу, снижению рабочей памяти, и плохой успеваемости в детском саду и школе.
Гари Эванс и Мишель Шамбарг из Корнельского университета стали отнюдь не первыми, кто установил причинно-следственную связь между плохим материальным положением и низкой успеваемостью детей. Их предшественникам даже удалось найти страдающее промежуточное звено — «рабочую память», куда наш мозг помещает новые факты либо для обработки — решения какой-нибудь задачи, либо для того, чтобы потом перенаправить на хранение в память долговременную.
В том, что эта величина является определяющей в процессе обучения, сомневаться не приходится. Что же касается второй части логической цепочки, то психолог Марта Фара еще четыре года назад опубликовала данные о достоверной разнице размера рабочей памяти у детей и подростков из семей с низким и средним социоэкономическим статусом.
Но наличие корреляции еще не доказывает существование причинно-следственной связи.
Во-первых, все можно списать на наследственность — в данном случае бедность будет лишь демонстрацией того, что родители не обладают достаточным интеллектом для того, чтобы выбраться из-за черты, установленной американским правительством (именно она использовалась во всех работах в качестве критерия отбора).
Во-вторых, если допустить, что бедность все-таки причина для снижения рабочей памяти, то тогда непонятен механизм этой связи, которым может быть и неполноценность питания, и плохая обстановка дома, и даже некачественное медицинское обслуживание, не говоря уже о характерном окружении в детском садике и школе.
По данным авторов публикации в Proceedings of the National Academy of Sciences, потенциальным связующим звеном может быть и хронический физиологический стресс.
Ученые измерили несколько показателей, характеризующих нагрузку на организм в покое: давление крови, массо-ростовой индекс и уровень кортизола, адреналина и норадреналина. Суммарный индекс так называемой «аллостатической нагрузки» оказался больше у детей и подростков, живущих за чертой бедности.
Эванс и Шамбарг считают, что именно это сказывается на рабочей памяти, ведь колебания гормонов, да и артериального давления не лучшим образом сказываются на развитии нервной системы. Тем более что продолжительность пребывания за чертой бедности достоверно связана со здоровьем детей. Конечно, цепочка «бедность — физиологический стресс — малая рабочая память — низкая успеваемость и т. д.» с точки зрения здравого смысла выглядит гораздо привлекательней, чем обратная, но
не исключен и другой вариант: на здоровье и память может влиять один и тот же фактор, в таком случае он же должен быть связан с успехами и заработком родителей.
Пока единственным, да и то спорным претендентом на это остается блуждающий нерв, тонус которого коррелирует со здоровьем, продолжительностью жизни, материальным и социальным статусом и даже расовой принадлежностью.
Зато у цепочки Эванса (бедность — стресс — память) есть одно неоспоримое преимущество: отсутствие наследуемых факторов. Значит, «бедность — не порок» и от судьбы при должном старании все-таки можно уйти, вовремя разорвав этот порочный круг.