Обучение «на подсознательном уровне» подтверждено научно
Пётр Смирнов
Обучение «на подсознательном уровне» нашло научное обоснование. Более того, нейрофизиологам даже удалось найти структуру мозга, в которой находится интуиция – это передняя часть полосатого тела. Но, чтобы подсознание заработало на вас, надо, чтобы кто-то раздавал «кнуты» и «пряники».
Тяга к знаниям регулярно сталкивается с многочисленными преградами, большая часть которых на деле не имеют отношения к умственным способностям, а связаны с нехваткой времени. Однако некоторых любителей «гранита науки» это обстоятельство всё-таки не останавливает, и именно на них ориентируются создатели разнообразных методов изучения иностранных языков за рулем автомобиля и на сон грядущий.
Как ни странно, подобного рода «обучение» теперь нашло подтверждение и в работах ученых. Конечно, Матиас Пессильоне и его коллеги из парижского Университета имени супругов Кюри и Университетского колледжа Лондона ставили эксперименты немного другого рода. Но эти опыты заставили их считать, что на подсознательном уровне можно не только воздействовать на подопытного, но и даже чему-нибудь его научить.
В публикации в последнем номере журнала Neuron авторы описали факт использования «подсознательно накопленного» опыта у игроков в карты, каким-то образом чувствующих своих противников, но притом не понимающих, как именно они приобрели эти знания.
Для того чтобы воспроизвести эту ситуацию, неврологи не стали читать добровольцам сказки на ночь или же записывать уроки на аудиокассеты, а ограничились несколькими абстрактными символами. Как подчеркивают авторы, «значки» были, во-первых, незнакомы участникам, а во-вторых, их демонстрировали очень быстро, чтобы испытуемые не успевали их проанализировать. Экспериментаторы даже «прятали» значки между более сложными узорами, демонстрируя в течение 67 миллисекунд ненужный узор, потом символ в течение 33 мс, и потом снова узор.
Стоит отметить, что до самого конца эксперимента ученые так и не показали своим подопечным этот злополучный символ, так что тем действительно приходилось выискивать «то, не знаю что». Убедившись в первом эксперименте, что добровольцы не могут точно определить, «спрятан» искомый символ за рисунком или нет, неврологи приступили ко второй части эксперимента.
На это раз его участникам предлагалось заработать с помощью подсознания.
Им демонстрировали те же самые узоры и символы, их просили нажимать кнопку всякий раз, когда между узорами проявлялся символ, осознанно разглядеть который никаких шансов не было. За каждый удачный ответ подопытных премировали 1 фунтом стерлингов. За ошибки, то есть когда символа между узорами не было, а участник нажимал на кнопку, или наоборот, та же сумма вычиталась из призового фонда.
Стоило добавить кнут и пряник, как подсознание тут же заработало.
Хотя большинство начало игру неважно, через несколько попыток – наверное, когда подсознание поняло, чего от него хотят – практически все участники «вышли на плато» и начали угадывать появление символа с точностью 63%. Получив стабильные данные, ученые остановили эксперимент, на котором испытуемые заработали в среднем по 8 фунтов призовых.
Поскольку Пессильоне и его коллеги – неврологи, они попытались разобраться и в механизмах, обеспечивающих такие способности, ежедневно избавляющие нас от многих проблем, а некоторым даже приносящие неплохую прибыль. Те же самые изыскания авторы повторили внутри фМРТ сканера, регистрирующего изменения мозгового кровотока и, как полагают ученые, активность соответствующих отделов мозга.
Если разделять существующую научную парадигму, то «центр интуиции» находится в вентральной (передней) части полосатого тела.
Именно в этой древней части мозга фиксировалась наибольшая активность при успешном выполнении заданий.
Кстати, если вы все-таки решите обучаться с помощью «скрытого кадра», то вам придется учесть несколько нюансов. Неизвестно, насколько это будет эффективно, ведь ученые ограничивались одним символом, да и то — «угадываемость» не превысила 63%. Но даже если это вас не остановит, обзаведитесь личным тренером, который бы сразу контролировал полученные «знания» и исправлял ошибки, а во-вторых, раздавал бы «кнуты» и «пряники».