Взрослые алкоголики и наркоманы в понимании ученых мало отличаются от детей, соскучившихся по своим матерям. По крайней мере, с биохимической точки зрения — одна и та же мутация отвечает за зависимость младенцев от матерей и пристрастие к наркотикам.
Нейрофизиологи под руководством Кристины Барр из американского Национального института исследования алкоголизма в Мэриленде обнаружили у макак мутацию, отвечающую за беспокойство детей макак, когда их матери уходят. По мнению учёных, тот же вариант гена отвечает за независимость от матерей человеческих младенцев и алкоголизм.
Когда дети находятся вместе с матерями, в их организмах самостоятельно вырабатываются опиоиды, доставляющие непродолжительное удовольствие. Обнаруженная мутация в мю-опиоидных рецепторах повышает чувствительность к эндогенным молекулам радости.
Проведенные эксперименты показали, что макаки без мутации с каждой последующей разлукой с матерью все меньше переживали и кричали. А их родственники с одной или двумя копиями мутации, усиливающей эффект опиатов, не только дольше кричали при каждой разлуке, но и не стремились успокаиваться при последующих расставаниях.
Та же самая мутация усиливает привыкание к алкоголю. Если дать самцам макак возможность, то особи с мутацией будут пить куда больше. Наркоманы и алкоголики больше похожи на детей, чем все остальные.