Дорогое плацебо работает лучше. Пациенты, готовые отдать $2,5 за каждую таблетку обезболивающего вместо 10 центов, чувствуют эффект на 30% чаще.
Эффект плацебо — «таблетки-пустышки» — хорошо зарекомендовал себя в психотерапии и неврологии, не говоря уже об онкологических больных. В многочисленных медицинских исследованиях теперь обязательно должна содержаться контрольная группа добровольцев, принимающая «пустышки». Кстати, эффект от такого приема намного превосходит отсутствие всякого лечения, а нередко и не отличается от испытываемого лекарства.
Экономист Дэн Ариэли из американских Университета Дьюка и Массачусетского технологического института решил проверить, влияет ли цена плацебо на эффект, ведь для остальных товаров правило «чем выше цена, тем качественней товар» в понимании потребителей работает безукоризненно. К сожалению, такое нередко появляется и в аптеках, когда от провизоров можно услышать «это подороже и получше будет», а подбор лекарств — дело сугубо индивидуальное.
Ученые раздали 82 добровольцам небольшие рекламные брошюрки, отличающиеся только одним фактом — ценой обезболивающего препарата, упомянутой в тексте: половина считала, что таблетка стоит 10 центов, «лечение» второй половины «оценили» в 25 раз больше. И первые, и вторые были бы расстроены, узнав, что таблетки стоят и того меньше, поскольку в них нет ни одного действующего вещества.
До и после приема таблетки добровольцев подвергали небольшому электрическому импульсу и спрашивали о болевых ощущениях. Плацебо, как нередко бывает в неврологической практике, сработало безукоризненно: в «дешевой» группе 61% отметили меньшую болезненность после приема препарата, чем до него, в дорогой — 85%.
О роли плацебо как такового можно было бы узнать, если бы исследователи ввели еще третью группу, остававшуюся без «лечения». Исходя из опыта, пациенты «без внимания» склонны описывать ухудшение собственного состояния.
На российском рынке подобное уже можно наблюдать — в каждой аптеке доступны препараты аспирина от десятка фирм, отличающиеся только содержанием примесей, — например, создающими «шипучесть» балластными веществами, а главное — упаковкой и рекламой. Разница в стоимости в 10–13 раз даже превышает описанную американцами в своей работе.