Сифилис в Европу привёз всё-таки Колумб, открывший Америку и научивший Европу курить табак. Результаты филогенетического анализа возбудителя разрешили вековой спор, показав, что венерический подвид заболевания появился в Европе сразу после открытия Америки. Аналогичное заболевание, существовавшее в Европе в доколумбовы времена, не распространялось половым путём.
Если картошка и табак «приживались» хорошо не в каждой части Старого Света, то другой «подарок» Колумба, а точнее, его матросов, распространился по Европе и даже дальше без особых проблем. Давний спор о происхождении сифилиса в Старом Свете, похоже, разрешён окончательно: в Европу заболевание привёз именно великий моряк.
Когда Неаполь пал под натиском армии Карла VIII, среди французских войск разразилась эпидемия болезни, доселе неведомой европейцам. Вскоре после окончания кампании армия, состоявшая в большинстве своем из наемников, была распущена, и храбрые воины разъехались по домам, попутно распространяя болезнь по остальной континентальной Европе.
Уже в 1526, 1530, 1539 и 1546 годах испанские и французские врачи и историки опубликовали ряд сообщений о болезни, упомянув по ходу и два доказательства «колумбовского» происхождения сифилиса: во-первых, аборигены Нового Света страдали от подобного заболевания, а во-вторых – некоторые из матросов, побывавших вместе с Христофором в Новом Свете, жаловались на те же симптомы, что и посетители кожно-венерологических диспансеров в наши дни.
Со временем появились и защитники благочестия испанских моряков, приводившие тоже два основных аргумента. Это обнаружение в Средиземноморском регионе куда более древних человеческих останков с возможными признаками сифилитического поражения и неспособность врачей начала XVI века, не знавших даже азов (организация запрещена в России) микробиологии, отличить сифилис в современном понимании от других заболеваний – например, проказы.
Опубликованная в последнем номере Public Library of Science Neglected Tropical Diseases работа окончательно решила этот вопрос, интересный не только микробиологам и эпидемиологам, но ещё и моралистам.
На сегодняшний день известно уже несколько видов заболеваний, вызываемых спирохетами (род Treponema). В отличие от сифилиса, возбудителем которого является открытая в 1905 году Шаудином и Гофманом бледная спирохета (Tr. pallidum подвид pallidum), другие болезни развиваются в детстве и передаются через слизистую рта или контакт кожа — кожа.
Симптомы и характер развития очень похожи у всех описанных трепонематозов, но вот ареал распространения у каждого возбудителя свой. Для подвида endemicum, вызывающего эндемичный сифилис, или беджель, – это жаркие и сухие страны, для pertenue, инфицирование которым приводит к фрамбезии, – жаркие и влажные.
Такое разнообразие возбудителей только усложнило вопрос о распространении сифилиса по планете.
Команда британских, канадских и американских ученых под руководством Кристины Харпер из Университета Эмори в штате Джорджия проанализировала секвенированный ещё в 1998 году геном штаммов разных подвидов спирохеты, полученной из различных источников.
Идея подобного исследования не нова. Осенью прошлого года были уже проведены аналогичные изыскания для ВИЧ. А сравнение генов людей уже давно используется для описания миграции наших предков.
На этот раз были изучены 21 человеческий штамм Tr. pallidum, один штамм, полученный у дикого бабуина, и 3 штамма Tr.paraluiscuniculi, выделенные из тканей кроликов. Этот 21 штамм включал в себя пять (то есть всех доступных лабораторных) вариантов pertenue и 2 варианта endemicum. Также были получены образцы pertenue у жителей Гайаны – единственного известного очага фрамбезии в западном полушарии. Также образцы получали из Ганы, Гаити, Самоа, Боснии, Ирака, Мексики, Северной Америки и Южной Африки.
Как показал генетический анализ, фрамбезия зародилась в Центральной Африке и Южной части Океании. Подвид endemicum отделился от pertenue – самого древнего представителя из изученных — позднее, распространившись на Балканах и на Ближнем Востоке.
Трепонематоз оказался настолько древним, что распространение штаммов совпало с представлениями ученых о миграции людей за последние несколько тысяч лет.
Но самое главное – подвид pallidum, возбудитель болезни, упоминаемой даже классиками литературы, появился позже всех. Причем он отделился от pertenue ещё до заселения Европы и Ближнего Востока.
Но этот штамм не вызывал венерического заболевания. Второе поколение подвида pallidum, уже венерическое, появилось в Старом Свете в конце XV – начале XVI веков.
Если сопоставить это время с открытием Америки, то роль Колумба в этой миграции становится очевидной, считают учёные. Ведь даже если из первой своей экспедиции Колумб спирохету не привозил, то с этим в течение 10–15 лет справились его последователи.
Ученые также выделили и третий вариант подвида pallidum, самый распространенный сейчас во всём мире. Возник он из второго в континентальной Европе, ну а «миграция» его лежит на совести многочисленных колонистов, несущих свет «развитой цивилизации» по всему миру.