Психологи из Университета штата Флорида решили подкорректировать стандарт «сытое брюхо к учению глухо». Им удалось показать, что уровень глюкозы в крови влияет на концентрацию и способность к самоконтролю. Может быть, для неврологов, биологов и физиологов эта новость не стала открытием, но психологи Рой Баумейстер и Дайанна Тайс, а также их коллега Кэтлин Восс из Университета Минессоты проделали немалую работу для того, чтобы это доказать.
Для нервных клеток — не только речевых и зрительных центров головного мозга, но и для всех остальных — основным источником энергии является глюкоза, получаемая ими из спинномозговой жидкости и крови. Несмотря на то, что концентрация глюкозы — сверхстабильная система, регулируемая десятком гормонов — инсулином, глюкокортикоидами, гормонами гипофиза, даже в течение суток происходят её незначительные колебания. В частности, с утра её уровень чуть ниже, а после приема пищи — выше нормы. Известно, что снижение концентрации глюкозы приводит к головокружению, тошноте, обморокам и ослаблению всех функций центральной нервной системы.
Что же нового сделали ученые из Ассоциации психологических наук США, решившие немедленно поведать публике о своей работе?
Они занимались исследованием самоконтроля с помощью теста Струпа, предназначенного для оценки возможности концентрации внимания, а также способности к выделению основного фактора и игнорированию остальных побочных.
Стимульный материал представляет собой два бланка с названиями цветов радуги. На первом из бланков названия цветов написаны черным по белому. На втором — разными цветами, причем название цвета иногда совпадает, а иногда не совпадает с цветом самой надписи, которой выражено это название.
Испытуемому предъявляется вначале черно-белый бланк, а затем цветной. На первом бланке испытуемых просят читать слова, а вот со вторым задача сложнее — надо называть цвета, которыми эти слова написаны; понятно, что здесь несложно спутаться. Каждая проба продолжается 40 секунд. Фиксируется количество прочитанных слов, а для второго бланка — также и количество ошибок при определении цветов. Оба показателя оцениваются. В норме при прочтении второго бланка наблюдается уменьшение количества слов на 5-10% или появление 1-3 ошибок (запинок) на бланк.
Обычно человек реагирует на повышение информационной нагрузки снижением скорости деятельности или ухудшением ее качества при сохранении скорости выполнения. Снижение скорости и появление ошибок одновременно говорит о невысокой способности к концентрации внимания и о неудачно выбранной тактике поведения в условиях информационной нагрузки.
Сначала психологи установили, что при повторном выполнении задания добровольцы с каждым разом совершают всё больше ошибок.
В попытке объяснить это ученые обратились не к психологическим критериям оценки, например, показателям усталости, а к биохимическому показателю крови, измеряемому на протяжении почти ста лет, — концентрации глюкозы. Продемонстрировав снижение концентрации глюкозы после напряженного теста на самоконтроль, психологи сделали логичный вывод о том, что она сильнее используется при интенсивной работе мозга.
Во второй части эксперимента исследователи решили усложнить задачу для себя, одновременно скрасив добровольцам жертвование своим временем во имя науки — между заданиями их поили сладкими безалкогольными напитками. Одной группе добровольцев исследователи давали лимонад с сахаром, а второй — с сахарозаменителем. Первая группа куда удачней справилась с заданием.
Ученые объясняют это тем, что уровень сахара восстанавливался за счёт сахара в лимонаде. Хотя если бы они посчитали, сколько времени необходимо сахару из напитка, чтобы попасть в тонкий кишечник, где глюкоза и фруктоза могут всосаться в кровь, то перерыв между тестами надо было бы делать не 10 минут, а, как минимум, полтора часа. Глюкоза может всасываться в ротовой полости, но для этого необходимо не пить лимонад, а полоскать им рот.
Уровень глюкозы в крови действительно повышается практически сразу после приема сладкого, но это происходит за счёт мобилизации внутренних ресурсов печени под действием рецепторов к моносахарам во рту. Этим, например, пользуются спортсмены, сосущие при усталости кусочек сахара. Так что никакого долговременного самоконтроля здесь быть не могло.
Может быть, работу «Силовая модель самоконтроля», публикуемую в Current Directions in Psychological Science, стоило назвать «Сахарозаменители не улучшают работу мозга»?