Полугодовалые младенцы способны отличать «плохих» от «хороших»
Оксана Молчанова
Уже в возрасте полугода дети способны отличать тех, кто ведёт себя хорошо, от тех, кто ведёт себя плохо. И тянутся именно к первым. По мнению учёных, детям не обязательно объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, — они знают это в буквальном смысле с пелёнок.
Маленькие дети могут на инстинктивном уровне отличать хорошего человека от людей с менее приятным характером. По крайней мере, многие родители малышей искренне уверены в том, что их ребенок действительно «разбирается в людях».
Новый эксперимент, проведенный исследователями из Йельского университета с участием младенцев, доказывает, что такое мнение — вовсе не горделивое восхищение своим ребенком, и мы действительно зачастую недооцениваем смышленость и сообразительность малышей.
Как замечает автор исследования, аспирантка Кили Хамлин, для проведения своеобразного эксперимента ей понадобилось устроить некое подобие кукольного представления, в котором в качестве кукол-марионеток использовались ярко раскрашенные деревянные плашки круглой и треугольной формы. Всем куклам исследователи наклеили бусинки-глазки, что делало кружки и треугольники более похожими на традиционные игрушки малышей. В качестве зрителей импровизированного шоу выступали шести- и десятимесячные дети.
Центральным персонажем кукольной истории стала круглая деревянная плашка большого размера, покрашенная в ярко-розовый цвет. В течение всего представления плашка безуспешно пыталась взобраться на специально сооруженный крутой холм. Иногда исследователи вводили в постановку еще одного деревянного персонажа — плашку-треугольник, которая пыталась помочь кружку попасть на вожделенную вершину. В других случаях на сцене появлялась кукла-злодейка, которая, наоборот, спихивала кружок с почти достигнутой вершины.
После представления учёные предложили детям более близко познакомиться со всеми участниками шоу. В результате, как сообщила Хамлин, большинство детей заинтересовались той треугольной игрушкой, которая помогала главному персонажу добраться до вершины холма.
«Это означает, что дети не просто поняли, что перед ними выступали отдельные персонажи, но и то, что им было интереснее «познакомиться» с положительным персонажем», — рассказала Хамлин, подчеркнув, что никто не ожидал, что ответы малышей окажутся столь явно ориентированы на «хорошую» игрушку.
Более того, выбор детей перестал быть столь однозначным после того, как исследователи убрали с плашек бусинки, изображавшие глаза.
Как считают учёные, этот важный элемент, делавший деревяшки похожими на обычных кукол, помогал детям солидаризироваться с персонажами пьесы. Более того, значит, дети делали свой выбор в пользу того или иного героя, руководствуясь собственными представлениями о том, поступал ли этот для них персонифицированный кусочек дерева хорошо или плохо. При этом эти своеобразные морально-нравственные представления оказались идентичными практически для всех детей, хотя ни одного из них события кукольного представления лично не касались.
В дальнейшем исследователи решили провести еще один эксперимент. Детям показывали то же кукольное представление с теми же героями. Однако на этот раз учёные показали детям продолжение сказки. В нем неудавшийся альпинист-кружок пытается подружиться с другими героями постановки, причем дружбы удостаивается не только тот персонаж, который помогал ему взобраться на вершину, но и тот, кто злостно спихивал кружок с нее, за что и был негласно маркирован детьми как «плохой». Дети очень внимательно следили за происходящим и самые старшие, то есть те, кому уже исполнилось 10 месяцев, оказались крайне удивлены тем, что кружок предложил свою дружбу «плохому» герою.
Как отмечают исследователи, такое неподдельное удивление свидетельствует о том, что малыши, по крайней мере те из них, кто приближается к годовалому возрасту, отлично разбираются в сложных социальных взаимоотношениях и могут делать собственные выводы о целесообразности мотивов поведения разных людей.
Таким образом, основание морали и этики как механизмов оценки происходящего закладывается у детей в очень раннем возрасте.
По крайней мере, прожив всего полгода, дети прекрасно разбираются в том, «что такое хорошо и что такое плохо». То, что дети могут совершать такой осмысленный и нелегкий даже для взрослого человека выбор, наводит на мысль о том, что чувство прекрасного и ужасного, правильного и неверного, плохого и хорошего являются врожденными, отмечает Хамлин.
С результатами исследования ученых из Йельского Университета можно ознакомиться в журнале Nature.