Несмотря на то что мозг индонезийских «хоббитов» Homo floresiensis был крошечным, а руки — крайне примитивными, они, похоже, умудрялись создавать каменные орудия труда — столь совершенные, что некоторые исследователи склонны считать их творениями Homo sapiens sapiens. Однако выяснилось, что низкорослые обитатели острова Флорес использовали обтесанные камни для обработки древесины ещё за 40 тысяч лет до того, как на острове появились первые представители нашего вида.
Археолог и палеонтолог Кэрол Лентфер из Квинслендского университета и ее коллеги Майкл Хэслам и Гейл Робертсон тщательно изучили характер износа примерно сотни каменных орудий, найденных в карстовой пещере Лианг-Буа рядом с останками девяти крошечных гоминидов.
Проанализировав прилипшие к камням частицы, австралийские ученые обнаружили на рубилах, «лезвиях» и других предметах обихода доказательства обработки ими древесины и разделки туш убитых животных.
Возраст этих орудий — от 12 до 55 тысяч лет, в то время как человек современного типа появился на острове лишь около 10 тысяч лет назад.
На некоторых из орудий археологи нашли следы крови и осколки костей, но более 90% налипших на камни частиц составляли фрагменты древесины и волокна растений. Может показаться, что это свидетельствует о редком присутствии мяса в рационе хоббитов, но, по мнению экспертов, находка является прямым указанием на широкое производство в среде Homo floresiensis изделий из древесины.
Как сказала Лентфер в интервью The Australian, скорее всего, островитяне обтесывали с помощью каменных орудий древки копий, мастерили ловушки и обтачивали концы веток. Пока что исследователям не удалось найти каких-либо признаков того, что хоббиты пользовались копьями с каменными наконечниками. Предполагают, что они предпочитали заострять деревянные копья, обожжённые предварительно на костре.
По мнению Лентфер, Homo floresiensis могли охотиться на небольших по размеру зверей и рептилий, хотя она не исключает, что миниатюрные древние люди не брезговали падалью. Достоверно известно лишь то, что хоббиты любили полакомиться мясом детенышей карликовых стегодонов, комодских варанов и гигантских крыс: об этом свидетельствуют найденные в пещере кости животных.
«Похоже, что низкорослые островитяне затаскивали в пещеру отдельные части туш», — говорит антрополог.
Помимо мяса, обитатели пещеры питались не требующими приготовления дарами природы: фруктами, корнеплодами, листьями растений, орехами и семечками. На некоторых камнях, служивших для растирания зерен, были обнаружены частицы крахмала.
Кэрол Лентфер считает, что Homo floresiensis были достаточно совершенными созданиями: использование каменных орудий при обработке древесины недоступно примитивным существам.
Археолог уже несколько лет занимается изучением деятельности Homo floresiensis и собирается и дальше исследовать каменные рубила и ножи из пещеры Лианг-Буа.
Практически сразу после обнаружения в 2003 году останков девяти низкорослых гоминидов в пещере Лентфер заинтересовал вопрос о способности существ ростом с пятилетнего ребенка справляться с булыжниками, длина которых достигает 25 см.
В 2004 году, основываясь на точных замерах костей самого полного из найденных скелетов, принадлежащего 30-летней женщине ростом около 106 см, — единственного скелета хоббитов с сохранившимся черепом — исследовательница создала из глины скульптуру Homo floresiensis. Выяснилось, что при небольшом росте хоббиты обладали достаточно плотным телосложением, которое позволяло им перемещать тяжелые каменные предметы, служившие в качестве топоров.
Ранее, в 1994 году, в 50 км к востоку от пещеры Лианг-Буа на острове были обнаружены каменные орудия возрастом около 850 тыс. лет — свидетельства пребывания на острове Homo erectus. Homo floresiensis считают его прямым потомком, и это подтверждается сходством способов обработки камней, найденных в пещере и ее окрестностях.
Правда, часть экспертов не верят, что существа с мозгом объёмом в треть человеческого могли создавать подобные артефакты. Они считают, что орудия труда были созданы Homo sapiens, а хоббиты в действительности являются просто ущербными представителями человеческого рода. Однако эти учёные пока не могут объяснить, где пропадали создавшие каменные орудия люди в течение тех 40 тысяч лет, что разделяют каменные ножи хоббитов и первые следы жизни современных людей на острове.
Недавние исследования костей запястья Homo floresiensis показали, что запястья хоббитов похожи на запястья обезьян и австралопитеков и отличаются от запястий неандертальцев и человека разумного. Как считают эксперты, ни одна из болезней, приписываемых индонезийским пигмеям, не могла повлиять на деформацию костей запястья Homo sapiens таким образом, чтобы те приобрели форму, сходную с аналогичными костями хоббитов.
Строение запястья современного человека позволяет равномернее распределять нагрузку, которая у Homo floresiensis концентрируется в области большого пальца и увеличивает амортизационные возможности запястья. Тем не менее, несмотря на трудности, которые испытывали низкорослые островитяне при манипуляциях с различными предметами, они умудрялись обрабатывать камни и использовать каменные орудия труда для изготовления деревянных.