Флагман российского полярного флота — теплоход «Академик Фёдоров» смог отойти от Мурманска лишь на 60 миль. Затем с борта теплохода поступил сигнал SOS.
Как передают корреспонденты с борта головного корабля экспедиции — ледокола «Россия», из радиопереговоров с «Академиком Фёдоровым» стало понятно, что у корабля вышел из строя мотор основного гребного винта. Теплоход лёг в свободный дрейф и стал фактически неуправляем. На борту научно-исследовательского корабля находятся 60 человек экипажа и более сотни учёных.
Ледокол «Россия» ушёл от второго корабля на 20 часов хода и в момент ЧП находился уже в северной части Баренцева моря. Он направлялся к земле Франца-Иосифа, в районе которой летом проходит граница плавучих льдов. Здесь экспедиция планировала совершить первое погружение аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» на глубину около 2 км, чтобы проверить оборудование аппаратов в «боевых» условиях (особенно новую систему движителей).
Получив SOS, ледокол повернул обратно к «Академику Фёдорову» — на «России» находится небольшой ремонтный завод и специалисты, которые могут устранить неисправность на теплоходе. Навстречу с «Академика» должны были вылететь вертолёты, чтобы забрать ремонтную бригаду и доставить её на научно-исследовательский корабль. Параллельно из Мурманска вышло судно со второй ремонтной бригадой.
Все эти маневры оказались излишними. К 09.00 мск, до подхода «России», экипаж «Академика Федорова» справился с поломкой самостоятельно, сообщила радиостанция «Эхо Москвы». Сейчас оба судна движутся вместе по направлению к архипелагу Земля Франца Иосифа. Там запланирована остановка и погружение батискафов на глубину полтора километра. Погода пока благоприятствует этим планам.
Экспедиция, которая прервалась самым неожиданным образом, готовилась около двух лет. «Академик Фёдоров», который уже 25 раз ходил в самые высокие широты и, кстати говоря, в 2005 году впервые в мире сам, без ледокола, достиг Северного полюса, прошёл плановый ремонт на Канонерском судовом заводе, где ремонтировали и злополучный двигатель.
Чтобы исключить неожиданности, в помощь «Фёдорову» и снарядили ледокол «Россия».
10 июля теплоход вышел из Санкт-Петербурга. Затем на траверзе Балтийска с борта «Мстислава Келдыша» на него перегрузили аппараты «Мир-1» и «Мир-2». Операция тем более уникальная, что изначально «Академик Фёдоров» для транспортировки таких агрегатов не предназначен. Их пришлось грузить на борт при помощи специально построенного 25-метрового крана, перенеся через 6-метровый борт теплохода. И, так как на палубе для них места нет, опустить на 7 метров ниже, в трюм корабля.
Как отметил находившийся на борту «Академика Фёдорова» корреспондент «Газеты.Ru», корабль оказался очень устойчивым и даже не колыхнулся, когда поднимал аппараты на борт, что оказалось приятной неожиданностью и для участников экспедиции, и для экипажа.
В порту Мурманска на борт поднялись остальные члены экспедиции. Кроме того, там же присоединились к походу и два вертолёта морского базирования — Ми-8 и Ми-8 МТВ. Именно они должны были выполнить роль перевозчиков ремонтной бригады с ледокола «Россия».
Все участники экспедиции надеялись, что двигатель удастся исправить. Причём быстро — погода в Баренцевом море стремительно портится, и чем дольше продлился бы ремонт, тем больше неприятностей доставил бы всем циклон, который движется в сторону Мурманска с Кольского полуострова
Его южная окраина зацепила и Москву, а северная в виде тёплого фронта как раз приближается к Баренцеву морю. К вечеру четверга до моря, минуя Мурманск, дойдёт и центр циклона, сообщили «Газете.Ru» в центре «Фобос». Он окажется примерно в том же районе, что и корабли экспедиции «Арктика-2007».
Участники экспедиции, по их словам, готовились совсем к другим трудностям. Самым сложным этапом до сих пор остаётся погружение «Миров» на Северном полюсе на глубину 4,2 км. Как рассказал «Газете.Ru» пилот аппарата «Мир-1», кандидат технических наук Евгений Черняев, обычно навигации «Миров» помогала специальная система звуковых датчиков, которую распределяли по поверхности океана над местом погружения. Сейчас же сделать подобную подстраховку невозможно, поэтому погружаться придётся без привычной системы навигации. К тому же в районе Северного полюса сильные течения. Поэтому за время погружения (три часа вниз, два на дне и три на всплытие) корабли наверняка отдрейфуют в неизвестном направлении. Да и сами аппараты может снести. Поэтому требуется немалый профессионализм и изрядная доля удачи, чтобы экспедиция завершилась успехом. Должно помочь и уникальное навигационное оборудование.
Черняев рассказал также, что, так как в ближайшие годы вряд ли удастся вновь добраться до дна Северного Ледовитого океана на Северном полюсе, на обоих «Мирах» установлено множество датчиков, а также трубосборники для отбора донного грунта, фото- и видеоаппаратура. Также по всей толще воды непрерывно планируется вести гидрофизические измерения.
Изначально датой погружения на Северном полюсе называлось 29 июля. Затем «Академик Фёдоров» должен вернуться в район Земли Франца-Иосифа и перегрузить «Миры» обратно на «Мстислава Келдыша». На этом миссия теплохода не заканчивается — он вернётся на Северный полюс, чтобы найти подходящую льдину для очередной полярной дрейфующей станции «СП-35». И только в октябре, выгрузив попутно в Мурманске вертолёты и основной состав экспедиции «Арктика-2007», теплоход вернётся в Санкт-Петербург.