Итальянские археологи заявили, что жившие в Европе люди верхнего палеолита практиковали ритуальные человеческие жертвоприношения. Как пояснил один из авторов работы, профессор из Университета Пизы Винченцо Формикола, к таким выводам они пришли после изучения сложно и разнообразно украшенных могил. В которых, кстати, людей хоронили не просто так, а явно предварительно отбирали в зависимости от возраста, пола и физического здоровья. Что явно указывает на целую погребальную систему, свойственную сильно развитым обществам.
Антропологи и археологи неоднократно заявляли, что пещерное искусство, столь распространенное среди сообществ верхнего (или позднего) палеолита, указывает на сложную систему сакральных связей между человеком и окружающим его миром. Так, выгравированное в пещере «Три брата» (Арьеж, Франция) изображение фигуры в маске навело ученых на мысль о существовании шаманов и колдунов в древних сообществах. Более того, антропологи высказывают гипотезу, что нарисованные на стенах ритуалы, связанные с погребением, могут отражать представление о существовании некоего потустороннего мира.
Формикола пошёл дальше и предположил, что о высоком развитии палеотических сообществ говорят сами массовые захоронения.
Он проанализировал несколько таких могил. И указал на ряд признаков, по которым их можно отнести к целенаправленным жертвоприношениям. Массовых захоронений в то время было очень много, поясняет Формикола. Часто это объяснялось эпидемией или стихийным бедствием. Однако часть могил оказалась особенной — в них лежали не просто люди одного пола и возраста, но и с какими-то врождёнными увечьями (например, карлики или с искривлёнными костями).
Такие могилы обильно украшались, причем не везде одинаково. Так, останки молодого человека-карлика, обнаруженные в пещере Romito (в южном регионе Калабрия, Италия), покоились рядом с женским скелетом под огромным выгравированным изображением быка. Найденное на территории России на стоянке Сунгирь под городом Владимир двойное захоронение десятилетних мальчика и девочки было украшено по-иному.
Тела детей окружали предметы из слоновой кости, в том числе пять тысяч бусин, каждая из которых требовала часа усердной работы.
По мнению археолога, способ декорирования и обустройства захоронений говорит об очень высоком уровне сложности сообществ. В частности, и в итальянской, и в российской пещере вполне могли лежать жертвы ритуальных обрядов.
«Этих людей могли ненавидеть, бояться, уважать…Мы не знаем, был ли, например, тот мальчик-карлик похоронен таким образом, потому что он был карликом или вопреки тому, что являлся таковым», — признал профессор. Однако дальнейший анализ массовых погребений может выявить больше закономерностей существовавшего ритуального комплекса.
«Газета.Ru» попросила ознакомиться с особенностями погребения, найденными профессором Формикола и обнародованными в июньском номере журнала Current Anthropology, российских археологов. И на просьбу откликнулся доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Михаил Аникович. Более тридцати лет он работает на одной из самых известных в мире палеолитических стоянок «Костенки» в Воронежской области. О последних результатах группы Аниковича «Газета.Ru» писала совсем недавно.
«Вопрос о ритуальных действиях в верхнем палеолите или в первобытной археологии вообще является исключительно важной проблемой, — пояснил Аникович. — Суть этой проблемы в том, насколько мы можем адекватно доказать, что то или иное действие есть элемент ритуала.
Имел ли место ритуальный каннибализм в верхнем или среднем палеолите? Наверное, да. По крайней мере в целом ряде памятников человеческие кости обнаруживаются среди кухонных отбросов. Иными словами, этих людей не хоронили, а ели. Причем иногда каннибальское пиршество оказывалось весьма обильным (пещера Крапина). Но можем ли мы реально доказать то, что где-то имело место именно ритуальное поедание человека? Это трудно.
Конкретный пример: на верхнепалеолитической стоянке Костенки 8/II найдены обломки черепа человека, явно съеденного. Что это? Ритуал? Или просто есть было нечего? Мы не знаем. Единственное, что можно утверждать определенно: этого человека скушали очень »цивилизованные« люди — создатели так называемой »тельманской культуры«. Судя по кремневому и костяному инвентарю, это одна из наиболее высокоразвитых культур эпохи раннего верхнего палеолита, созданных Homo sapiens.
Имели ли место человеческие жертвоприношения в верхнем палеолите? Возможно. Однако вплоть до последнего времени на эту тему больше фантазируют, чем реально ее изучают.
Например, достоверно установить совпадение дат палеолитических могил с »катаклизмами и эпидемиями« в реальности невозможно, — подчеркнул археолог. — Хронологические привязки в палеолите имеют допуск в несколько тысяч лет. В такой ситуации любые даты легко »подтянуть« друг к другу, но это всецело на совести ученого.
Безусловно, в палеолите практиковались очень разные способы захоронения. Вряд ли кто-то случайно мог удостоиться погребения при всем параде, в богатых одеждах и с оружием. Но были ли это уважаемые колдуны? Или специально умерщвленные жертвы? Или общинники, »положившие живот за други своя« и потому почитавшиеся после смерти? Тут волей-неволей приходится вставать на почву догадок.
По крайней мере материалы сунгирских погребений, о которых говорил профессор Формикола в своей статье From the Sunghir Children to the Romito Dwarf: Aspects of the Upper Paleolithic Funerary Landscape, вполне допускают все 3 объяснения».
«Совершенно противоположный пример — погребение на стоянке Костенки 14/III. В очень узкой могильной яме археологи расчистили скорченный скелет человека лет 25. По-видимому, человек был положен в землю связанным, с руками, подтянутыми к груди. Один палец погребенного оказался засунутым в рот. Ни одного предмета не было положено с ним в могилу. Не удалось обнаружить ни единой детали которая свидетельствовала бы об одежде. Только дно могилы было густо посыпано охрой. Вполне закономерным является предположение, что этого человека зарыли в землю живым и вдобавок совершенно обнаженным. Перед смертью он закусил себе средний палец правой руки. Но была ли это жертва? Или казненный преступник? Или что-то еще? Мы опять-таки не знаем. Так что все предположения итальянского археолога так и остаются предположениями», — подчеркнул российский учёный.