Ученые из США установили, что в зоне чернобыльской катастрофы три вида микроскопических грибов научились использовать энергию радиации для своего роста. Найденные группой, которой руководит Екатерина Дадачова из Медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке, организмы относятся к трем видам: Cladosporium sphaerospermum, Cryptococcus neoformans и Wangiella dermatitidis. Это так называемые «черные грибки», вырабатывающие большое количество меланина.
Как рассказали авторы открытия, концентрация «черной плесени» росла по мере приближения к источникам радиации. Некоторые грибки даже облюбовали остатки графитовых стержней реактора.
Следует отметить, что грибки не просто выдерживают радиацию, но используют её энергию для своего роста. Ученые выяснили, что новые виды «питаются» бета-излучением (то есть потоком электронов). Дадачова проверила свои результаты в эксперименте, который подтвердил, что три разновидности «черного грибка» начинают быстрее расти в присутствии цезия-137, который как раз проявляет этот тип радиоактивности. Сразу стало ясно, что все дело именно в меланине: контрольная группа немеланизированных грибков под воздействием радиации не росла вообще.
Выяснилось также, что радиация меняет структуру меланина в организмах, в результате чего метаболизм грибков ускорялся в четыре раза. При этом повышенная концентрация меланина в грибках тоже создается под действием бета-излучения. Таким образом, специалистам удалось обнаружить живые организмы, которые научились напрямую использовать энергию радиации для своего роста.
Результаты исследований опубликованы в журнале PloS One.
Не так давно ученые сделали еще одно открытие, напрямую касающееся взаимодействия радиации и живых организмов. В ходе исследования, возглавляемого доктором Майклом Дж. Дэли из отделения патологии Военно-медицинского университета в штате Мэрилэнд, наконец удалось установить причину устойчивости бактерии Deinococcus radiodurans к очень высоким уровням радиации.
Микроб защищается от жесткого излучения благодаря мощному механизму защиты белка от окисления.
Deinococcus radiodurans существует при уровне радиации, в тысячи раз превышающем те, что убили бы большинство живых организмов, включая человека. Эти свойства бактерии могут оказаться полезными для биологической очистки зараженной после выброса радиации среды.
Главный принцип радиобиологии основан на предпосылке, что радиация крайне опасна из-за ее разрушительного действия на ДНК. По мнению Дэли, дело обстоит не так. Новая модель радиационного поражения, полученная в ходе исследования Дэли, смещает акцент от повреждения ДНК к повреждению белков. В клетках с высокой чувствительностью к радиации ДНК, ответственные за восстановление белков, также повреждаются. В стойких клетках ферменты, ответственные за ремонт, выживают и функционируют с большей эффективностью после облучения, поскольку они защищены особым химическим механизмом.
О выводах Дэли можно прочитать на страницах Science Daily.