Археологи национального заповедника «Херсонес Таврический» (Севастополь) открыли на территории херсонесского некрополя два древнейших памятника раннего христианства в СНГ — склепы, датируемые III--IV веками нашей эры, сообщает УНИАН.
Как говорят археологи, до сих пор христианские памятники Херсонеса, самые ранние из которых открыты в 1903–1912 годах, датировались временем не ранее V века.
«Открытые нами склепы подтверждают, что христианство появилось на территории нынешней Украины гораздо раньше — еще в четвертом веке», — пояснил научный сотрудник заповедника «Херсонес Таврический» Андрей Филиппенко.
По словам Филиппенко, уникальность находки заключается еще и в том, что гробницы расположены максимально далеко (из всех открытых) от основных центров распространения христианства Древнего мира — Иерусалима, Антиохии, Рима, Александрии, Константинополя. «Это говорит о силе христианской проповеди, которая через триста лет после Христа достигла окраины тогдашней империи — Херсонеса», — говорит ученый.
Первый склеп, открытый в полевом сезоне 2006 года, — судя по всему, место захоронения уважаемого члена раннехристианской общины Херсонеса.
Потолок и стены погребальной ниши украшают фрески. В нише нарисованы цветы с четырьмя лепестками, так называемые константиновки. Таким рисунком украшали склепы только в период жизни императора Константина Великого, в царствование которого Миланским эдиктом 313 года разрешили свободно исповедовать христианство. В центре ниши эпитафия — посмертная посвятительная надпись. Археологи перевели ее как «Аристон, будь незабвен, и душа твоя с праведными». На потолке склепа расположен большой «крест Константина» — круг, в котором перекрещены буквы Х и Р, распространенный раннехристианский символ. «Датировать склеп IV веком позволили монеты этого периода, найденные в склепе и у входа в него, а также фрагменты посуды, глиняные лампы-светильники, которые клали вмести с умершим», — поясняет Филиппенко.
Второй из открытых склепов датируется еще более ранним временем, однако археологи также отнесли захоронение к христианским. На потолке и на стенах этой гробницы нанесены граффити — выцарапанные рисунки и надписи. На потолке и в каждом углу гробницы изображены корабли. На стены нанесена эпитафия — надпись «Радуйся!».
Открытие позволит немного лучше понять пути распространения и историю ранних христиан.
Впрочем, если вы попадете в Херсонес с недобросовестным экскурсоводом, то вам, безусловно, покажут и более древнее христианское сооружение, говорят археологи. Всего в нескольких метрах от Главной улицы находится подземный храм-усыпальница, расчищенный под наблюдением представителей Одесского общества любителей истории и древностей еще в 1883–1884 годах. Автор, участвуя в раскопках Херсонеса 2001 года, своими ушами слышал, что «именно здесь тайно собирались первые христиане еще во II--III веках!».
Сотрудник национального заповедника «Херсонес Таврческий» Дмитрий Коробков комментировал гида так: «Хороша конспирация! Прятаться всей преследуемой общиной на самой многолюдной улице города, неподалеку от агоры!»
По словам Коробкова, возможно, на самом деле это был митреум — храм Митры, культ которого распространился в Херсонесе в римское время. Впрочем, ученые продолжают спорить насчет этого сооружения, сходясь в одном: из всех гипотез о его происхождении христианская — самая маловероятная после гипотезы о его творении пришельцами (есть и такая).