Несколько сотен скелетов, найденных на раскопках в Мексике, рассказали о грандиозном по масштабам и драматическом жертвоприношении, произошедшем здесь в 1520 году. Ацтеки захватили, принесли в жертву и частично съели группу испанцев-завоевателей, вместе с которыми путешествовали и их (ацтеков) соплеменники и соседи.
<3>
Судя по черепам и костям, сотни лет назад в местечке Текуак (Tecuaque) близ Мехико ацтекские жрецы вырвали в ритуальных целях сердца у примерно 550 караванщиков. Затем тела расчленили, а кости прокипятили или выскоблили, чтобы полностью очистить их.
Членов каравана, состоящего из конкистадоров и ацтеков (в том числе женщин и детей), истребили в качестве мести за убийство Какамацина — племянника Монтесумы и правителя второго по величине города ацтекской империи Тескоко. По мнению специалистов, открытие доказывает, что некоторые ацтеки сопротивлялись захватчикам, которых возглавлял Эрнан Кортес, еще до того, как испанцы напали на столицу страны Теночтитлан (современный Мехико).
Исторические хроники говорят, что многие местные жители приветствовали белокожих всадников, веря, что это боги вернулись к ним с востока. Позже, однако, картина изменилась: испанцы принялись покорять страну, пытаясь заменить верховную власть собой, и население отвернулось от них. В 1520 году восставшими индейцами был убит император Монтесума, захваченный в плен с приходом испанцев в Теночтитлан и призвавший покориться интервентам. Основные военные действия завершились в 1521 году.
«Впервые обнаружено место с таких количеством свидетельств о сопротивлении завоеванию, — сообщил археолог Энрике Мартинес, руководящий раскопками в Кальпулальпане, штат Тласкала. — Не все сдались, была и борьба».
Караван захватили, очевидно, по той причине, что в него вошло большое количество мулатов, метисов, карибских индейцев и майя — поваров и курьеров, «выданных» испанцам, когда те высадились в Мексике в 1519 году. Многолюдная процессия, включающая женщин и детей, двигалась медленно и представляла собой легкую добычу.
В течение долгих месяцев пленников держали в клетках.
Ежедневно на рассвете ацтекские священнослужители выбирали нескольких из них, укладывали на жертвенные плиты, вырывали сердца культовым ножом и предлагали различным ацтекским богам.
Отдельным жертвам, возможно, давали галлюциногенные грибы или пульке — местный алкогольный напиток из сока кактуса агавы. Наркотические вещества вызывали у обреченных на смерть своеобразное оцепенение и равнодушие к тому, что вскоре случится.
Непрерывное жертвоприношение продолжалось больше полугода. По мнению Мартинеса, хуже всего пришлось последним пленникам, в течение 6 месяцев вынужденных слушать вопли своих предшественников.
Жрецы и городские старосты, исполнявшие свои жестокие церемонии на ступенях пирамидальных храмов, обнесенных стенами по периметру, иногда поедали сырые окровавленные сердца принесенных в жертву или готовили блюда из плоти, которая отваливалась с вывариваемых костей. На найденных костях, по словам археологов, сохранились следы зубов и отметины от ножей. Ацтекские воины белили кости известью и носили их потом как амулеты, а часть скелетов пошла на украшения, которыми декорировали интерьеры.
В ацтекские времена участок, где сегодня производятся раскопки, назывался Зультепек (Zultepec). В белых оштукатуренных храмах и домах города обитало около 5 000 человек, занимавшихся сельским хозяйством, выращивавших бобы и кукурузу и готовивших пульке на продажу. Священников, по-видимому, пришлось специально доставлять в город, поскольку прежде человеческих жертвоприношений в нем не бывало.
Узнав о резне, уже печально прославившийся своими изуверствами Кортес переименовал поселение в Текуак (на языке науатль слово означает «где были съедены люди») и послал войско стереть его с лица земли. При приближении испанцев ацтеки Зультепека сбросили имущество и жертв в колодцы, невольно сохранив всевозможные драгоценности для будущих археологов. Последние начали свою работу в 1990 году, исследование подходит к завершению лишь сейчас. Ранее уже были найдены останки домашних животных, завезенных из Испании, — коз и свиней.
«Наши предки постарались скрыть все улики, — поясняет Мартинес. — И получилось так, что именно благодаря тому давнему поступку для нас открылась неизвестная глава в истории завоевания Мексики».