Серьезной погодной боязнью — «погодофобией» — страдает каждый пятый житель Земли, считают психологи. В июньском номере Bulletin of the American Meteorological Society опубликовано первое исследование, посвященное этому специфическому расстройству. Работу провели американские специалисты под руководством Джона Вестефельда из университета Айовы, они пронаблюдали признаки серьезной погодобоязни у 139 человек.
Как выяснили исследователи, погодофобия — нечто большее, чем просто страх перед грозой или разумные мотивированные опасения, вызванные надвигающимся торнадо или ураганом. Истинный погодофоб впадает в панику при одной мысли о шторме и не может жить в обычном режиме, пока небо не расчистится.
Как заметил Вестефельд, погодофобы исполнены ужаса, даже если «плохой» прогноз погоды — заблаговременный и касается ситуации, которая наступит несколько дней спустя.
Испытываемый погодофобом дискомфорт отражается и на его физическом состоянии. Из обследованных 139 американцев реакция 24% была такова, что позволяла классифицировать их как страдающих умеренной фобией: они ощущали головокружение, одышку, тошноту, сердцебиение, панику, чувство беспомощности, постоянно следили за метеосообщениями, потели, не могли есть и спать и вносили изменения в ежедневники в связи с перспективой плохой погоды. А 76% обследованных сообщили, что сталкиваются с такими симптомами изредка, от случая к случаю.
Вестефельд пока не берется оценить, насколько частое явление погодофобия, хотя полагает, что она, по-видимому, вполне распространена. А Джезус Флорес (Flores) — создатель посвящённого погодофобии сайта и страдающий, по его собственным словам, боязнью штормов, считает, что у него не менее нескольких миллионов единомышленников.
Большинство страдальцев научаются ловко скрывать свой недуг, добавляет Флорес, что никак не помогает им при столкновении с проблемой лицом к лицу.
Летняя пора — самое неприятное время для американских погодофобов: опасность зарождения торнадо и ураганов особенно высока, и страдающий боязнью погоды может испытывать постоянный всепоглощающий страх. «Некоторые даже переезжают из штата, где жили, — рассказывает Флорес. — Я сам, например, спал бы в туалете, с картой и фонариком, чтобы отслеживать движение шторма».
Флорес стал частью экспериментальной программы терапии погодобоязни, созданной Вестефельдом в 1990-е и основанной на методиках лечения людей, боящихся летать на самолетах. По замыслу Вестефельда, эксперт — в данном случае метеоролог — объединяется с психологом-консультантом в одну команду, чтобы предоставить пациенту подробную, по возможности исчерпывающую информацию о предмете их страхов и научить его различным способам расслабления.
К факторам, затрудняющим борьбу с погодобоязнью и осложняющим жизнь погодофобам, относится сенсационная манера, в которой СМИ привыкли освещать штормы.
С одной стороны, есть научные организации, в американском случае - Центр штормовых предупреждений NOAA's, которые в первую очередь стремятся успокоить общественность и рассказать о погоде, а не привлечь максимум внимания, с другой - обычные журналисты, ищущие яркую и заметную новость. По мнению Флореса, им следовало бы лучше осознавать свою ответственность перед множеством погодофобов, жадно ловящих каждое их слово.