Во вторник на президиуме РАН цвет российской науки слушал доклад на тему: «Как преодолевать противоракетную оборону». Создатель новейших ядерных ракет «Тополь-М» и «Булава» член-корреспондент РАН Юрий Соломонов рассказал академикам, что делает российская наука для того, чтобы эти ракеты достигли цели, несмотря на противоракетную оборону вероятного противника (читай — США). И что она сделает в будущем.
Как пояснил Соломонов, сейчас структура противоракетной обороны США сильно отличается от ПРО эпохи СОИ, и отличия все увеличиваются.
В США принята программа «Единая перспектива-2010», которая ставит целью гарантированный технологический отрыв от России в области стратегических ядерных сил и доминирование в космическом пространстве. Если раньше соотношение информационной и поражающей составляющих обороны составляло 40 к 60%, то уже сейчас все изменилось с точностью до наоборот: 60% информационной составляющей, 40% — огневая составляющая.
Поэтому ученые и конструкторы постарались, во-первых, сделать так, чтобы было очень сложно обнаружить пусковые установки, а во-вторых, добиться живучести ракеты на всех участках полета вплоть до поражения цели.
Уже сейчас существуют системы GPS и системы дистанционного зондирования земли, а к 2010 году в США поставлена задача гарантированно обнаруживать как стационарные, так и мобильные площадки запуска баллистических ракет (с вероятностью 80%). Финансирование этой программы уже начато, запуск первого спутника в ее рамках намечен на 2009 год.
Поэтому основной упор в российских ядерных войсках станут делать на подвижные средства запуска, как наземные («Тополь-М»), так и подводные («Булава»). Как считает Соломонов, в рамках той модели развития средств наблюдения, что принята сейчас, наши ракеты «Тополь-М» обнаружить невозможно — проведенные реальные испытания это подтвердили.
Чтобы добиться живучести самой ракеты на активном участке полета, конструкторы воспользовались указанием, сделанным еще 15 лет назад академиком Велиховым: нужно сократить активную фазу полета, то есть быстрее вывести ракету на баллистическую траекторию. А для этого необходимо увеличить стойкость к перегрузкам всех бортовых систем.
Однако даже если к летящему «Тополю» будет применено средство перехвата, вплоть до ядерного, системы электроники способны выдержать и мощную ударную волну, и жесткое гамма-излучение, и тепловое воздействие лазера. Испытания ракеты это подтвердили.
Сейчас ученые стремятся уменьшить заметность ракеты и на этапе разделения боевых элементов и затруднить различение ложных и истинных боеголовок.
А вот коллеги Соломонова высказали весьма интересную мысль: помимо преодоления систем ПРО необходимо не отставать от США в области создания высокоточного баллистического оружия, которое может быть и неядерным, — эффективность такого вооружения оказывается не меньше ядерного.
В противном случае США, создав такое оружие, может инициировать в ООН полное запрещение ядерного оружия вообще,
и тогда Россия окажется перед сложным выбором: либо пойти на конфронтацию со всем миром, отказавшись от запрещения ядерных вооружений, либо оказаться не способной сдерживать военную мощь США.
Правда, мыслей своих ни докладчик, ни оппоненты в подробностях пояснять не стали, сославшись на закрытость информации.