Европейским растениям удалось придумать достойный ответ экспансии, которую осуществляет на Европу колорадский жук. Чесночная горчица, завезенная из Европы в окрестности Нью-Йорка в XIX веке, стремительно заселяет Северную Америку и теснит местные леса. Биологи предсказывают, что ее дальнейшая экспансия может привести к деградации лиственных лесов на большей части США и Канады, пишет журнал Biology plos.
Горчица Alliaria petiolata оказалась, возможно, самой вредоносной из 4500 видов, попавших в США за всю историю.
Международная группа биологов из США, Канады и Германии выяснила, что выделяемые сорняком вещества резко замедляют рост молодых деревьев, относящихся к доминирующим на востоке США видам, — кленов Acer saccharum и Acer rubrum, а также ясеня Fraxinus americana. Точнее, горчица воздействует не на сами деревья, а на их грибы-симбионты.
Как известно, грибы образуют с корнями особую симбиотическую ассоциацию – микоризу — и жизненно необходимы большинству растений. Они снабжают деревья питательными веществами и увеличивают всасывающую поверхность корней. Что характерно, сама горчица в симбиозе не нуждается — сорные виды-пионеры растут где придется, первыми заселяя бывшие стройки, свалки и пустыри, и особой разборчивостью не отличаются.
Опыты на кленах и ясенях показали, что они намного хуже растут в местах произрастания чесночной горчицы, так как микориза на корнях почти не образуется. Более того, такие же нарушения роста обнаружили и в случае стерилизованной земли (на которой раньше рос сорняк) или при добавлении в почву водяного экстракта горчицы. Экстракт к тому же мешает прорастать спорам микоризных грибов, что подтвердили эксперименты с 16 видами растений.
Вторжение видов-пришельцев в сложившееся экологическое сообщество к добру не приводит никогда.
Экспансия колорадского жука — пожалуй, самый известный из существующих примеров. Впервые его наблюдали на диком картофеле в районе Скалистых гор в долине реки Колорадо, за что жук и получил свое название. Плодовитость одной самки — до 3000 яиц, в году — одно-два поколения. Жуки быстро приспособились к культурному картофелю, перейдя на него с диких пасленовых. Они не только поедают растения практически полностью, но и накапливают в своем теле алкалоиды-соланины, становясь несъедобными для большинства птиц и животных.
К 1880-м жуки полностью покорили Америку и вышли к берегам Атлантического океана, впервые в Европе пойманы в 1922-м (по другим данным — в 1918-м) во Франции (некоторые источники сообщали, что уже в 1876 году жуков видели в Германии).
Одним из современных методов борьбы с колорадским жуком, как, впрочем, и с другими вредителями, выступает использование трансгенных видов. В частности, первый российский генетически модифицированный картофель «Елизавета+» одобрен в пищу около недели назад. Он разработан в центре «Биоинженерия» РАН с использованием американских технологий на основе российского сорта.
Из более свежих примеров опасных мигрантов выделяются китайский краб-каннибал и ядовитая жаба ага. Мохноногий краб Eriocheir sinensis, случайно занесенный в Великобританию в начале ХХ века в балласте кораблей, в последние годы переживает настоящий демографический взрыв и постепенно обживает главные водные артерии страны. Крабу одинаково комфортно и в морской, и в пресной воде, он охотится на охраняемые коренные виды и разрушает речные берега и дамбы, прорывая их своими 50-сантиметровыми ходами.
Китайский краб встречается и на территории России, прежде всего, в водах Волги.
Как именно он сюда проник — доподлинно неизвестно. Сведения о встрече с ним в разное время поступали из Волгограда, Саратовской области (зарегистрирована как минимум сотня случаев), Ульяновской области и даже Тольятти.
В свою очередь, жаба-ага Bufo marinus в настоящее время покорила уже 1 миллион квадратных километров из территории Австралии. Нашествие стало полной неожиданностью для австралийцев, которые в 1935 году завезли из коренных мест обитания — Южной и Центральной Америки — для борьбы с жуками-скарабеями всего 102 особи. Вскоре выяснилось, что жаба не допрыгивает до верхушек растения, где и гнездятся скарабеи, зато распространяется по близлежащим территориям со скоростью 10 км в год. Несколько лет назад эта скорость внезапно увеличилась в 5 раз — как выяснили ученые, жабе удалось мутировать, отрастить себе длинные ноги в рекордные для эволюции сроки — 70 лет — и успешно передавать их по наследству.
«Газета.Ru» продолжит следить за экспансией растений и животных по планете.