В прошлом году весенний локдаун гораздо сильнее ударил по торговой недвижимости, чем по офисной. И даже несмотря на то, что к концу года (в октябре-ноябре) доля вакантных площадей снизилась до 15% с 19% в течение всей весны, а ротация арендаторов позволила сдать почти все освободившиеся площади новым клиентам, многим владельцам коммерческой недвижимости пришлось пересмотреть ставки, чтобы не потерять своих клиентов.
Снижение ставок по арендным платежам стало самой популярной антикризисной мерой, на которой сходились арендаторы и арендодатели в прошлом году – в 54% случаев принималось именно такое решение. Отсрочку по платежам арендаторам только в 8% случаев, а еще 21% полностью отменяли платежи по аренде, кроме коммунальных, свидетельствуют данные опроса СберПро Медиа. Еще почти пятая часть от опрошенных ресурсом арендодателей сообщила, что перешла на новую модель формирования арендных платежей – оборотную. Такой мерой воспользовались 17% респондентов.
Заместитель генерального директора MR Group Руслан Топичев рассказал СберПро Медиа, что в целом в наши дни рынок коммерческой недвижимости пришел в то состояние, когда справедливая ставка определяется процентом от товарооборота арендатора.
«Искусство арендодателя в данном случае — грамотное прогнозирование и подбор лучших арендаторов для своих объектов. Грубо говоря, вырастет ли при таком раскладе ставка или снизится, прямо зависит от востребованности услуг того или иного оператора. В числе наиболее перспективных профилей — продукты питания, общепит, доставка, образовательные услуги», – сказал Руслан Топчиев ресурсу СберПро Медиа.
В этом году на рынок торговой коммерческой недвижимости будут влиять и другие тренды, среди которых – замедление темпов нового строительства, изменение форматов торговых объектов и их площадей в сторону сокращения торговых пространств, а также повышение доли спортивно-оздоровительных, культурно-образовательных и социальных функций внутри самих торговых центров.
В целом на рынок коммерческой недвижимости будут влиять и другие не столь очевидные тренды, что обязательно отразится на привлекательности различных помещений – рынок уже начал расслаиваться, и самые востребованные ранее помещения будут пустовать, в то время как за другие развернется нешуточная борьба между самими арендаторами.
Подробнее о статистике, трендах 2020 года в коммерческой недвижимости, а также о том, какая недвижимость будет наиболее востребована в ближайшее время – читайте в специальном проекте информационного ресурса для большого бизнеса СберПро Медиа.