Можно ли снизить риски при посадке самолета в сложных метеоусловиях?
Группа Ученых Южноуральского государственного университета (Национальный исследовательский университет) вместе со своими партнерами из АО «Челябинский радиозавод «Полет» нашли ответ на этот вопрос. Специалисты в области антенн и радиолокации приборостроительного факультета (после реорганизации это высшая школа электроники и компьютерных наук) создали антенну, которая стала основой посадочного локатора. Система позволяет совершать автоматическую посадку самолета при высоте снежного покрова до 80 см., а также в условиях тумана, нулевой видимости, сложного рельефа местности при заходе самолета на посадку и пробеге по взлетно-посадочной полосе.
Научная составляющая проекта - результат многолетней исследовательской работы главного конструктора проекта д. т. н. профессора ЮУрГУ Н.И. Войтовича.
-Многие отечественные аэродромы используют импортное оборудование, - говорит руководитель проекта, ректор ЮУрГУ, д.т.н. профессор А. Л. Шестаков.- Но то, что хорошо для аэродромов Франции, неприменимо в условиях Норильска или Красноярска, - климат у нас не тот. При сильном снегопаде или высоком снежном покрове, которые в наших широтах не редкость, обычные локаторы определяют глиссаду посадки самолета со значительной погрешностью, что может привести к непредсказуемым последствиям. Наш локатор, благодаря дополнительному излучающему элементу, не реагирует на подобные помехи и в самых сложных метеоусловиях позволяет передать на борт максимально точный комплекс параметров, который необходим для правильного выбора сценария посадки.
На создание нового класса навигационных комплексов государство выделило 100 млн. руб., примерно столько же инвестировал в создание производственной базы завод, заинтересованный в освоении новой высокотехнологичной продукции, востребованной потребителями. Все технические параметры нового оборудования отрабатывались в реальных условиях с помощью специального воздушного судна- лаборатории.
В целом работа по созданию нового посадочного локатора завершена, сейчас идут государственные испытания. В текущем году антенны и аппаратные модули для двух-частотного радиомаячного комплекса системы посадки метрового диапазона формата ILS 111 категории ICAO найдут своего потребителя. Использование этих систем позволит повысить безопасность и регулярность полетов гражданской и государственной авиации, снизить затраты на эксплуатацию систем посадки, создать новые рабочие места на предприятии, а территории – получить дополнительные налоги в бюджет.
Разработка ученых ЮУрГУ - пример создания новой прорывной технологии, по техническим характеристикам превосходящей самые передовые зарубежные аналоги, существующие сегодня на мировом рынке радионавигационной аппаратуры. Поэтому термин «импортозамещение» в данном случае вполне уместно заменить на пока еще не столь часто употребляемый, но более точный – «импортоопережение».
Работа южноуральских ученых вызвала большой интерес заказчиков. На повестке дня вопрос о создании модернизированного варианта системы посадки самолетов, которая не требовала бы постоянного наблюдения и технического обслуживания и могла бы работать в автономном режиме. Это особенно актуально для небольших аэродромов в отдаленных районах страны, как правило, расположенных в Сибири и на Крайнем Севере.