Состояние президента Узбекистана Ислама Каримова окутано все такой же тайной, как и несколько дней назад, когда появилась первая информация о перенесенном им инсульте, пишет The Guardian.
Издание вспоминает слова американского политического деятеля XVIII века Бенджамина Франклина о том, что ни о чем в мире нельзя говорить с уверенностью, кроме смерти и налогов. Судя по всему, в Узбекистане поставили это правило под сомнение.
По мнению издания, отсутствие точной информации о том, жив или нет Каримов, представляет собой яркий пример диктаторских режимов. Так, ситуация в стране напоминает историю двухтысячелетней давности в Китае, когда власти решили временно скрыть кончину известного своей жестокостью императора Цинь Шихуанди, опасаясь восстания, и вводили население в заблуждение до тех пор, пока не разработали схему передачи власти, которая бы полностью их устроила. В Узбекистане происходит как раз нечто подобное, полагает газета.
Ситуация напоминает фарс, говорится в статье. Однако для 31 млн граждан Узбекистана в происходящем нет ничего забавного.
После распада СССР у Узбекистана были относительно хорошие возможности для развития, однако его так и не произошло, пишет издание. Напротив, страна погрязла в коррупции, в ней практикуются принудительный труд, систематические пытки и массовые тюремные заключения по политическим мотивам. Нет никаких признаков того, что со сменой правителя жизнь рядовых узбеков каким-то образом улучшится.
Демократически избранные лидеры зачастую скрывают проблемы со здоровьем, продолжает газета. Однако «размытая правда» — это одно, а стирание граней между жизнью и смертью — совсем другое.
«Для удобства властей даже смерть можно попридержать: истины не существует до тех пор, пока она не объявлена государством», — иронизирует The Guardian.
Мы не можем сказать с уверенностью, жив Каримов или нет. Однако мы можем быть уверены в том, что его народ имеет право об этом знать, заключает издание.
30 августа агентство «Фергана» сообщило о смерти лидера Узбекистана. Впоследствии агентство рассказало о возможной подготовке к похоронам Каримова в Самарканде. Однако информация не подтверждается официальными лицами Узбекистана.