Известный болгарский политический аналитик Иван Крастев рассказал, что Центральная Европа на самом деле думает о России. Этой теме посвящена заметка эксперта в The New York Times.
По словам Крастева, всего десять лет назад центральноевропейские страны в американском представлении являлись «новой Европой» тогдашнего министра обороны США Дональда Рамсфелда, то есть были набором «свободолюбивых и героических малых держав» и «самых верных союзников» Вашингтона. Сейчас восприятие изменилось, и многие опасаются, что ряд этих «решительных» и стратегически важных государств стали «троянскими конями» Москвы в западных альянсах, говорится в статье.
Кроме того, заявляет Крастев, появляется все больше свидетельств, согласно которым несколько стран Центральной Европы используют нынешний кризис в отношениях Запада и России для получения более привлекательных экономических сделок с Москвой. В частности, власти таких государств критикуют антироссийские санкции ради выгодных цен на газ и инвестиции, пишет автор материала.
Аналитик обращает внимание, что страны Центральной Европы в экономическом смысле более тесно связаны с Россией, чем остальные члены ЕС, и из-за этого им приходится платить более высокую цену за санкционный режим. Также не является секретом, пишет Крастев, что «русские деньги проникли в некоторые бизнесы и политические элиты» в посткоммунистических государствах.
Что центральноевропейская «улица» действительно думает о нынешнем кризисе – это редко задаваемый вопрос, ответить на который, тем не менее, жизненно необходимо, добавляет эксперт. Он приводит в качестве примера опросы в странах, которые являются членами НАТО и ЕС, но исторически имеют противоположные взгляды на Россию: это Польша и Болгария. Согласно результатам первого исследования, поляки рассматривают украинский кризис как прямую угрозу своей безопасности, согласно итогам второго, болгары больше опасаются турецкой гегемонии и радикального ислама, чем российской «агрессии», пишет Крастев.
При этом, обращает внимание специалист, пророссийские болгары готовы последовать за Брюсселем, а антироссийски настроенные поляки не готовы последовать за Вашингтоном. Аналитик также заявляет, что жители обеих стран могут считать Запад не полностью достойным доверия, но и Москва, по их представлению, не предлагает конкурентоспособной альтернативы. Как заключает Крастев, украинский кризис вряд ли сблизит Европу и Америку, однако попытка России «разделить» ЕС, скорее всего, завершится неудачей.