Главный раввин России Берл Лазар заявил, что у него «нормальные отношения» с Адольфом Шаевичем, главным раввином России по версии Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР), но не стал отвечать на вопрос, на равных ли он с Шаевичем или всё же «главнее» его.
«Нужно спросить у евреев. Почему вы спрашиваете у меня? Выйдите на улицу и спросите евреев», — сказал Лазар в интервью газете «Коммерсантъ».
Он подчеркнул, что «не хотел (в 1999 году) становиться главным раввином и никогда не думал, что им станет». Критики утверждали, что смена главного раввина России произошла с подачи властей, недовольных политической деятельностью Владимира Гусинского. Шаевич же считался близкой к медиамагнату фигурой.
«Господин Гусинский (глава холдинга «Медиамост», который контролировал НТВ. – «Газета.Ru») решил пойти в политику, имея крупную должность внутри еврейской общины. Когда мы обсуждали это, он задал всем собравшимся вопрос: «Я хочу заняться политикой, но у меня есть разногласия с властями. При этом я хочу оставаться президентом Российского еврейского конгресса (РЕК). Вы поддержите меня или нет?» Я выступил против, потому что, где бы еврей ни жил, он должен быть лоялен к властям, пока власть не пойдет против евреев, религии. Такой подход во всем мире. Еврейская организация не может по еврейским законам не соблюдать законы страны и не быть лояльной властям. Прошло голосование, я был в меньшинстве. А дальше последовала предсказуемая реакция властей. К сожалению, Гусинский решил разыграть еврейскую карту в своих целях, тем самым навредив РЕК», — отметил Лазар.
«К сожалению, Шаевич тогда делал все, что ему говорил господин Гусинский. Наверное, он думал, что поступает правильно. Но ряд еврейских общин тогда решили, что это неправильно», — отметил он.
Лазар, однако, подчеркнул, что у него нормальные отношения с Шаевичем. «Он много делал в те времена, когда было все запрещено. Это человек, который реально держал удар, он сумел много сделать ради евреев. То, что я стал главным раввином,— это вопрос не ко мне, это вопрос к тем, кто решил, что так нужно», — отметил Лазар.