Судья Конституционного суда Владимир Ярославцев заявил, что «скоростное» принятие закона о митингах следовало бы признать противоречащим Конституции, что привело бы к полной отмене июньских поправок к закону «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП РФ). Об этом пишет «Коммерсантъ».
«По мнению судьи Ярославцева, принципиальное нарушение Конституции связано с неисполнением Госдумой закрепленной в ее регламенте обязанности направить законопроект в региональные органы власти и предоставить им не менее 30 дней для внесения предложений и замечаний», — пишет газета.
Большинство судей, однако, посчитали, что, поскольку региональные власти не оспорили принятые поправки, их мнение с волей федерального центра не расходится, отмечает «Коммерсантъ».
Ярсолавцев также подсчитал, что рассмотренный в первом чтении 22 мая законопроект предусматривал внесение лишь трех изменений в КоАП, но уже 5 июня в проведенные одновременно второе и третье чтения добавилось еще около двух десятков принципиальных новшеств, причем не только в КоАП, но и в закон о митингах (в том числе введение дополнительных запретов и ограничений).
«Нарушение же требований к чтениям в законодательной процедуре, приводящее к искажению изначального волеизъявления и тем самым влияющее на судьбу акта в целом», свидетельствует о его неконституционности «не только по порядку принятия, но и в конечном счете по его содержанию», — резюмировал Ярославцев.
На позапрошлой неделе Конституционный суд признал закон о митингах неконституционным в части назначения обязательных работ в качестве наказания за нарушения на массовых акциях.
В мае прошлого года Владимир Ярославцев уже выступал с особым мнением по закону о митингах, не согласившись с вынесенным КС 18 мая 2012 года постановлением по делу одного из организаторов «Русского марша» в Туле Сергея Каткова. Судья заявил, что оспоренные нормы не только ставят участников митингов «вне закона», но даже блокируют выполнение властями обязанности по «содействию» мирным собраниям, а не их «пресечению».