Журналист Esquire Светлана Рейтер «обнаружила документ», который позволяет предположить, что беспорядки на Болотной площади начались из-за полиции, говорится в заметке, опубликованной на сайте журнала. Накануне Следственный комитет сообщил, что в деле 6 мая появились предполагаемые организаторы, объединив в одно производство два УД — «болотное» и дело Сергея Удальцова, Леонида Развозжаева и Константина Лебедева, которые, по версии следствия, и были организаторами беспорядков.
Как вспоминает автор текста, столкновения с полицией 6 мая начались после того, как демонстранты, которые шли от Большой Якиманки на Болотную площадь, чтобы провести митинг, обнаружили, что на площадь их не пускают. Мэрия Москвы согласовывала именно такой сценарий акции, маршрут был опубликован на сайте ГУ МВД по Москве, где, как отмечается в заметке, остается до сих пор: «6 мая 2012 года в Москве планируется проведение нескольких общественных мероприятий с большим количеством участников. Как ожидается, наиболее массовыми из них будут следующие: с 16.00 до 19.30 часов группе граждан согласовано шествие с заявленной численностью до 5 тыс. человек от Калужской площади по улицам Большая Якиманка и Большая Полянка через Малый Каменный мост до Болотной площади, где состоится митинг».
Однако, как отмечает Рейтер, если изучить материалы «болотного дела», оказывается, что для себя полицейские спланировали совершенно другой сценарий, который не предусматривал митинга на площади, однако собравшиеся на акцию люди об этом предупреждены не были. В доказательство своих слов журналист приводит отрывок из документа, подготовленного ГУ МВД Москвы по запросу Следственного комитета, в котором говорится об обсуждении маршрута акции мэрией и ее организаторами.
«4 мая 2012 года в департаменте региональной безопасности города Москвы состоялось рабочее совещание с участием организаторов публичной акции 6 мая 2012 года Удальцова С.С., Митюшкиной Н.Л., Давидиса С.К., руководителя департамента региональной безопасности города Москвы... Дейниченко Д.Ю., на котором были обсуждены вопросы организации маршрута движения участников публичного мероприятия 6.05.2012 г., расстановка арочных металлодетекторов, установка сцены и другие организационные вопросы. После проведенного совещания... сотрудниками УООП ГУ МВД России по г. Москве был подготовлен план обеспечения общественного порядка и безопасности в городе Москве 6 мая 2012 года и картографическое решение, которыми предусматривалась выгородка сквера Болотной площади металлическими барьерами, размещение участников митинга обозначено только на проезжей части Болотной набережной», — приводится в заметке выдержка из уголовного дела одного из «узников Болотной» Михаила Косенко.
В документе отмечается, что вышеуказанное совещание прошло в 21.00 мск 4 мая 2012 года, и план обеспечения общественного порядка и картографическое решение готовились в максимально сжатые сроки, после чего были утверждены руководством ГУ МВД России по Москве 5 мая 2012 года.
«С организаторами публичного мероприятия картографическое решение и план обеспечения общественного порядка и безопасности... не согласовывались, до общественности и участников мероприятия не доводились, т.к. эти документы носят служебный характер, в них отражено количество и расстановка сил полиции, технических и специальных средств полиции, а также определены особые задачи нарядам полиции...» — приводит автор другой отрывок из документа.
Таким образом, журналист делает вывод, что беспорядки на Болотной могли быть спровоцированы действиями полиции, а не оппозиционеров.
Впервые о причастности Удальцова, Развозжаева и Лебедева к событиям 6 мая 2012 года Следственный комитет заявлял еще в октябре, после похищения Развозжаева в Киеве и появления его в Москве.
Дело о массовых беспорядках на Болотной площади было заведено в день митинга — 6 мая, по ч. 3 ст. 212 Уголовного кодекса РФ (призывы к массовым беспорядкам). Кроме того, в этот день СК возбудил дело по статье 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти). И только три недели спустя СК объявил о возбуждении дел по ч. 1 и ч. 2 ст. 212, то есть об организации и участии в массовых беспорядках. Вскоре стали появляться первые арестованные, и помимо участия в беспорядках большинству из них добавляли обвинения по ст. 318 (насилие в отношении представителей власти).
В настоящее время по «болотному делу» проходят 18 человек.