Руководитель группы по расследованию убийства журналистки Анны Политковской, старший следователь по особо важным делам при председателе Следственного комитета Петрос Гарибян заявил, что целью заказчика было не только отомстить за критические публикации, но и запугать общество и власть. Интервью с Гарибяном публикует в пятницу «Коммерсантъ».
«Я думаю, что целью заказчика была не только месть Анне Политковской за критические публикации. В первую очередь ему нужна была демонстративная и громкая акция, цель которой — запугать всех вас, журналистов, а также общество и власть», — сказал следователь.
По словам Гарибяна, такие выводы он сделал на том основании, что убийство Политковской было совершено в день рождения президента Владимира Путина — 7 октября. Следователь уверен, что это не может быть простым совпадением.
«В распоряжении следствия, как я уже говорил, есть запись камер видеонаблюдения, установленных возле дома № 10 по Лесной улице. На ней видно, как 3 октября 2006 года, за четыре дня до убийства, будущий киллер дожидается Анну Политковскую возле ее подъезда и уходит, как только она появляется возле дома. 4 октября тот же мужчина встречается с Политковской уже в ее подъезде, ждет, пока она зайдет в квартиру, снова выйдет ненадолго погулять с собакой, и только после этого уходит. 5-го киллер услужливо открывает перед журналисткой входную дверь, пропуская ее в подъезд. 6-го он снова дежурит на улице, а 7-го заходит вместе с жертвой в лифт и расстреливает ее из пистолета, спрятанного под переброшенной через руку курткой. Судите сами», — прокомментировал он свою позицию.
Гарибян рассказал газете, что мотив убийства Политковской был получен «методом исключения».
Он сообщил, что, изучив за шесть лет жизнь журналистки «под микроскопом», следствие пришло к выводу, что единственный возможный вариант — это «убийство, связанное с профессиональной деятельностью».
Следователь добавил, что круг подозреваемых в заказе со временем был расширен и включил не только региональных чиновников, но и представителей федеральной власти. При этом Гарибян отметил, что у следствия не было и нет оснований для допроса главы Чечни Рамзана Кадырова, который являлся главным объектом критики Политковской.
«Тем более что Рамзану Кадырову как раз была невыгодна гибель Анны Политковской. Летом — осенью 2006 года он готовился занять пост президента Чечни, и резонансное убийство, жертвой которого стала критиковавшая его журналистка, принесло ему скорее вред, чем пользу. В связи с этим логично было бы искать заказчика среди врагов Кадырова, а не среди его друзей», — пояснил он.
Также из-за отсутствия достоверных данных о причастности к преступлению не были допрошены бизнесмен Борис Березовский и бывший эмиссар чеченских сепаратистов Ахмед Закаев.
«Есть лишь показания Павлюченкова, который якобы слышал от Лом-Али Гайтукаева о том, что заказ на убийство поступил от Березовского и Закаева», — рассказал Гарибян.
Кроме того, следователь сказал «Коммерсанту», что раскрытие убийства началось именно с показаний бывшего начальника отделения оперативно-поискового управления ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова, который «дал полный расклад по совершенному преступлению».
«Дмитрий, как мне показалось, переживал из-за того, что стал соучастником убийства журналистки, поэтому шел с нами на контакт. Досудебное соглашение с Павлюченковым стало вполне предсказуемым итогом наших с ним переговоров», — заявил Гарибян.
По уголовному делу об убийстве журналистки «Новой газеты» Анны Политковской в настоящее время проходят шесть обвиняемых: братья Рустам, Ибрагим и Джабраил Махмудовы, Сергей Хаджикурбанов и Лом-Али Гайтукаев, в отдельное производство выделено уголовное дело в отношении экс-сотрудника милиции Дмитрия Павлюченкова.