Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) счел несправедливым судебное разбирательство в России по делу бывшего сотрудника службы безопасности нефтяной компании ЮКОС Алексея Пичугина, пожизненно осужденного за организацию убийств, сообщает РИА «Новости».
Против Пичугина в России было возбуждено два уголовных дела — по обвинению в организации убийств и покушений на убийства. По первому он в 2005 году на основании обвинительного вердикта присяжных получил 20 лет колонии, а по второму в 2007 году был приговорен к пожизненному заключению.
В своей жалобе Пичугин просил ЕСПЧ признать, что при рассмотрении первого дела были нарушены три статьи Европейской конвенции по правам человека. В частности, это статья 3 («Запрещение пыток»), статья 5 («Право на свободу и личную неприкосновенность») и статья 6 («Право на справедливое судебное разбирательство»).
Суд постановил, что Россия нарушила статью 6 конвенции. Также ЕСПЧ постановил взыскать с России в пользу Пичугина €9,5 тысячи в качестве компенсации морального вреда и судебных издержек.
ЕСПЧ, в частности, счел, что российский суд необоснованно принял решение о проведении слушаний в закрытом режиме, нарушив тем самым права заявителя. Кроме того, Пичугину, по мнению страсбургского суда, не дали адекватной возможности опровергнуть в ходе процесса свидетельские показания.
Суд также частично удовлетворил претензии Пичугина, связанные с его арестом и содержанием под стражей. По мнению ЕСПЧ, сам арест заявителя был законен, однако рассмотрение его жалоб на заключение под стражу было затянутым и неэффективным, что нарушило его право на свободу и личную неприкосновенность (статья 5 конвенции).
В то же время ЕСПЧ не счел необходимым рассматривать жалобу Пичугина в части возможного нарушения Россией статьи 3 («Запрещение пыток»).
Также ЕСПЧ постановил взыскать с властей России €14 тысяч по иску активистов Алексея Зенцова, Лиры Гуськовой и Ивана Дроздова запрещенной национал-большевистской партии (организация запрещена в России) (НБП) против российских властей, сообщает «Интерфакс».
Они потребовали от правительства России выплатить компенсацию за то, что содержались в ужасных условиях в камере предварительного заключения во время расследования дела о захвате общественной приемной администрации президента в 2004 году. Кроме того, нацболы пожаловались на то, что камера была переполнена, а их содержание под стражей было незаконным и продолжалось необоснованно долго.