В пятницу утром стало известно, что накануне вечером председатель ЦИКа Владимир Чуров направил официальный ответ на письмо директора Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ Кристиана Шторхала (письмо Шторхала в свою очередь поступило в ЦИК в среду).
В письме европейский чиновник просил ЦИК разрешить европейским наблюдателям приехать в Россию за три недели до выборов президента, а не за три дня до 2 марта, как предложил ЦИК.
БДИПЧ, как писала «Газета.Ru», ссылалось на многолетнюю практику своих миссий, которые, как правило, охватывают значительную часть предвыборного периода. Шторхал писал, что БДИПЧ хотело бы уже к концу следующей недели направить в Россию основной состав миссии наблюдателей числом 20 экспертов и еще 50 экспертов неделей позже. Согласно квоте, выделенной ЦИКом, БДИПЧ может направить 70 международных наблюдателей. Как пояснил «Газете.Ru» пресс-секретарь БДИПЧ Кертис Баден, только приехав заранее, наблюдатели этой организации смогут провести адекватный мониторинг выборов. «С нашей точки зрения, мы заинтересованы в том, чтобы провести адекватный мониторинг президентских выборов в России. Нам предоставлена возможность вести наблюдение непосредственно в день голосования, но если наши наблюдатели смогут прибыть в Россию раньше, например, на следующей неделе, то мы сможем хотя бы провести мониторинг последних стадий электорального процесса», — высказал пожелание Баден.
«БДИПЧ всегда стремится осуществлять свою мониторинговую деятельность в соответствии с имеющимся у бюро мандатом, даже в самых неблагоприятных обстоятельствах», — также отмечалось в том документе.
ЦИК, однако, просьбе европейцев не внял, чем сделал очень вероятным второй подряд бойкот избирательной кампании со стороны БДИПЧ ОБСЕ.
В своем письме Чуров не сообщил ни слова по существу предложений ОБСЕ. Он лишь предложил Шторхалу лично встретиться в Москве 4 или 8 февраля, чтобы обсудить вопросы «начала работы миссии наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ на предстоящих выборах президента Российской Федерации» (8 февраля — это та дата, когда БДИПЧ хотело уже прислать первую группу наблюдателей).
Впрочем, ЦИК тут же пояснил, что и на переговорах на уступки БДИПЧ не пойдет. «Мы считаем, что приезд заранее — это не основная задача мониторинга. Главная задача, которую включает в себя мониторинг международных избирателей, – это мониторинг СМИ и заявлений политических деятелей. Для этого не обязательно приезжать в Россию заранее и шептаться с кем-то за спиной, поскольку это публичный процесс. Мы считаем неправильным идти на поводу у прихоти БДИПЧ», — прокомментировал «Газете.Ru» член ЦИКа Игорь Борисов.
«Во время переговоров мы хотим понять, как осуществляется их мониторинг и дать ему оценку. Но, тем не менее, мы считаем, что приезд заранее – это не главное», — заявил Борисов.
ЦИК уже готов к возможному отказу европейцев от мониторинга.
Борисов заявил «Газете.Ru», что если международные наблюдатели БДИПЧ откажутся приезжать на президентские, как это случилось на парламентских выборах, «ничего страшного не произойдет». «Если захотеть, придраться можно к чему угодно, даже к столбу, чтобы найти причины и не приезжать. Если они не приедут – мы ничего страшного в этом не видим», — пояснил Борисов.
Российский МИД тут же поддержал ЦИК в нужных выражениях. Глава департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Сергей Рябков, выступая в пятницу на специально созванной пресс-конференции, назвал декабрьский отказ БДИПЧ направлять мониторинговую миссию на парламентские выборы в Россию «надуманным решением». В этот раз от международных наблюдателей ждут, чтобы у них «возобладал здравый смысл» и «положительное решение» отправить наблюдателей было принято.
Однако своими заявлениями Рябков оставил тому мало шансов. «БДИПЧ пытается вновь политизировать эту тему (демократичности избирательного процесса в России. — «Газета.Ru») и зародить сомнения» в том, что выборы состоятся в соответствии с международными нормами, считает дипломат. По его словам, Россия выполнила свои обязательства перед международными организациями «до последней запятой», но «перевыполнять их не собирается». Ситуация, которая сложилась к настоящему времени между Москвой и БДИПЧ, дает «лишний повод усомниться в том, что бюро действует без «двойного дна» или того, что называется «скрытой повестки дня», пояснил Рябков.
Вышестоящая над БДИПЧ организация — ОБСЕ — также получила немало нелицеприятных отзывов. В ОБСЕ, утверждает Рябков, продолжают саботироваться предложения по реформированию этой организации и выработке единых для всех ее стран-членов стандартов наблюдения за выборами и их оценки.
В БДИПЧ выразили недоумение по поводу того, что в письме Чурова не содержалось ответа на их просьбу. Как рассказал представитель БДИПЧ Кертис Бадден, в письме главы ЦИКа «не было ответа на нашу просьбу».
«Нам нужна возможность осуществлять наш мандат на долгосрочное наблюдение. Если это невозможно, то мы не сможем наблюдать за выборами. По его словам, бюро «открыто для предложений со стороны Чурова», однако если пожелания БДИПЧ ОБСЕ не будут учтены, то наблюдатели от этой организации не приедут на президентские выборы в Россию.
Судя по всему, декабрьский скандал с ОБСЕ может повториться. Напомним, что в декабре 2007 года наблюдатели от этой организации отказались приехать на парламентские выборы в Россию. За две недели до выборов представители БДИПЧ объявили о своем отказе от мониторинга российской избирательной кампании, мотивируя это тем, что ЦИК до сих пор не прислал приглашений. По словам руководства БДИПЧ, для полноценной работы миссии наблюдатели должны были приехать в Россию минимум за шесть недель до выборов. Кроме этого, российская сторона значительно ограничила численность наблюдателей.
«Несмотря на постоянные попытки получить въездные визы для экспертов и наблюдателей, нам было в них отказано. С огромным сожалением сообщаем, что в этих условиях БДИПЧ не сможет выполнить свою миссию», – заявили тогда представители БДИПЧ.
В истории ОБСЕ это был всего лишь второй случай бойкота выборов. Первый был в Албании в 1996 году, где тогда проходили муниципальные выборы.
Политолог Алексей Макаркин убежден в том, что вполне прогнозируемый отказ ОБСЕ от мониторинга президентских выборов никак не отразится на активно пропагандируемом либеральном образе Дмитрия Медведева. «Уверен, что никакого серьезного негатива Медведеву этот отказ не принесет. Во-первых, ОБСЕ – далеко не весь Запад. А во-вторых, такая ситуация вполне могла возникнуть, если бы кандидатом стал, к примеру, Сергей Иванов. В любом случае претензии у ОБСЕ к России возникли и так. В первую очередь, в связи со снятием с предвыборной гонки Михаила Касьянова».