В пятницу ЦИК представил журналистам агитационные материалы, которые должны зазывать граждан на президентские выборы. Разработкой наружной рекламы по заказу Центризбиркома, как и в ходе избирательной кампании в Госдуму, занимались Российский центр обучения избирательным технологиям и пиар-агентство «Има-консалтинг».
К подготовке проекта в ЦИКе приступили сразу после парламентских выборов. В качестве логотипа, который будет представлен на всех образцах агитационной продукции, был заимствован российский триколор в виде галочки. Генеральный директор «Има-консалтинг» Вартан Саркисов пояснил, что в процессе разработки за логотипом закрепилось название «смайлик», а председателю ЦИКа Владимиру Чурову показалось, что галочка больше похожа на крыло самолета.
Тут романтические настроения разработчиков логотипа развеял член ЦИКа Евгений Колюшин, который заметил, что предложенное изображение сильно смахивает на логотип кампании «Nike» — производителя спортивных товаров.
«Представители Nike обвинят нас в том, что мы содрали их логотип», — предупредил Колюшин.
Впрочем, к радости ЦИКа, в самой кампании Nike пока оказались не готовы дать оценку изысканиям Центризбиркома. «Я никак не могу прокомментировать эту ситуацию. Я этого, честно говоря, не видел, и пока комментировать в общем-то нечего», — заявил «Газете.Ru» управляющий по защите товарных знаков Nike в России Константин Райнот.
Предложенные варианты агитации были разделены на несколько тематик. На биллбордах, которые выполнены в официальном стиле, разработчики проекта использовали кремлевскую звезду, как символ президентской власти. Однако Чуров заметил, что звезда не является слишком очевидным символом главы государства, поэтому необходимо использовать какие-то другие эмблемы, например, российский герб.
Другая группа биллбордов призвана представить президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина.
Интересно, что на биллбордах, содержащих призыв «Наша страна — наш президент», использованы фотографии колосящейся нивы и стройки жилых домов, что очень сильно напоминает тематику нацпроектов, курируемых кандидатом номер один на президентских выборах первым вице-премьером правительства Дмитрием Медведевым.
Более того, в ряде регионов России уже использовались схожие по дизайну биллборды, рекламировавшие как раз нацпроекты. В этой группе оказался и совсем странный агитационный продукт: фотография башни Москва-Сити, которая почему-то наклонена по примеру пизанской. Впрочем, гостям, присутствующим на презентации агитационной продукции ЦИКа показалось, что фото, сделанное в остром фоторакурсе, может быть воспринято избирателями как шаткость президентской власти, поэтому этот биллборд, скорее всего, подпадет под запрет.
В ходе презентации выяснилось, что смущают членов ЦИКа и некоторые другие картинки. Так на одном из плакатов изображен скворечник с вылетающими из него грачами. Галочка на агитке красного цвета, и это обстоятельство, как предположил глава комиссии Владимир Чуров может, сыграть на руку коммунистам. Поэтому цвет галочки будет непременно заменен. Кроме того, разработчики проекта предлагают разместить на биллбордах детские рисунки с ответам ребят на вопрос, что они думают о том, кто такой президент. «Президент самый умный!», — настаивают малыши, а сопровождается это заявление соответствующими картинками.
Для привлечения избирателей ЦИК планирует активно задействовать тему семьи, поскольку 2008 год российским правительством назван годом семьи. На биллбордах, содержащих призывы прийти на выборы, будут изображены семейные фотографии. «По социологическим опросам более 90% россиян признались, что разделяют семейные ценности, поэтому мы решили использовать тему семьи в агитации», — пояснил Саркисов. «Дети – будущие избиратели, и чем раньше они узнают о голосовании, тем лучше», — настоял руководитель РЦОИТ Александр Иванченко.
ЦИК пошел и на совсем неожиданный эксперимент, по признанию Чурова, навеянный новогодними праздниками.
На предложенных образцах представлен коллаж с элементами киноафиш известных мировых блокбастеров, боевиков, комедий, приключенческих фильмов и мелодрам. За основу взяты афиши к фильмам «Зорро», «Казино» и «Матрица» с изображением человека в темных очках, напоминающего главных героев картины — Нео и его помощницу Тринити с пистолетом в руках.
На всех биллбордах отмечается, что дети до 18 лет не допускаются.
«Детский сад, какой-то. И вы говорите, что потратили на это два месяца, да я за день сделала бы лучше. К пистолетам тогда уж не мешало бы обнаженные тела добавить», — возмутилась присутствовавшая на презентации, лидер «Партии мира и единства» Сажи Умалатова. Однако Чуров пообещал, что работа с темами кино будет продолжена, чтобы «они были менее агрессивными и провокационными, и в конечном итоге соответствовали восприятию и представлениям среднего российского избирателя».
По мнению Саркисова, провокационные агитки необходимы, поскольку они заставят граждан обратить внимание и обсуждать рекламу ЦИКа. «Мы намеренно старались отойти от официоза и добавить человеческих эмоций», — признался в интервью «Газете.Ru» Саркисов.
Со своей стороны Иванченко отметил, что ЦИК потратил на разработку проекта агитационных материалов 2,5 млн рублей, а на реализацию проекта потребуется не меньше средств, чем было затрачено на думскую кампанию. Тогда на это ЦИК истратил около 200 млн рублей.
На следующей неделе ЦИК обещает презентовать уже видеоролики президентской избирательной кампании. Их разработкой также занимается РЦОИТ и «Има-консалтинг».