Когда говорят об американской президентской гонке 2008 года, то и за рубежом, и в России преобладают определения типа «уникальная», «необычная». Однако по-настоящему беспрецедентным участие в кампании кандидата-афроамериканца назвать нельзя, к тому же общественное мнение США уже давно было подготовлено к чему-то подобному.
Итак, одна из двух системообразующих партий США – Демократическая – выразила явное предпочтение чернокожему претенденту на высший государственный пост. Вторая же – Республиканская – практически уже избрала самого пожилого за всю историю страны политика в качестве своего кандидата на этот пост. До официального провозглашения этими партиями своих кандидатов на Белый дом осталось совсем немного. Их Национальные съезды состоятся в конце августа у Демократической, и в начале сентября текущего года – у Республиканской партии.
Если же припомнить совсем недавнее развитие событий, то Демократической партии пришлось выбирать из двух необычных претендентов – женщины и чернокожего. Но можно ли считать сложившуюся в партии ситуацию неожиданной и, тем более, беспрецедентной?
На протяжении последнего десятилетия прошлого века и в последние годы в Голливуде вышло несколько художественных фильмов, в которых главных персонажей — президентов США играли чернокожие актеры. Это не могло не способствовать формированию в американском общественном мнении если не позитивного, то, во всяком случае, вполне спокойного и лояльного отношения к такой перспективе в обозримом будущем. И хотя мне лично не довелось видеть американского художественного фильма, в котором фигурировала бы женщина-президент (она же, по конституции США, главнокомандующий/ая вооруженными силами страны), исключить существование такого фильма нельзя, скорее, невозможно говорить об обратном.
В любом случае, для моего утверждения, высказанного еще в начале 1999 года, о том, что на рубеже веков общественное мнение страны не будет шокировано возможным избранием женщины на пост президента США или же появлением на этом посту представителя афроамериканской общины, имелись определенные основания.
Нам остается вспомнить, что политическая история Соединенных Штатов противоречит такого рода утверждениям.
За два с лишним века существования США кандидатами на посты президента и вице-президента от различных политических партий (правда, преимущественного т. н. «третьих», т. е. не системообразующих) были десятки женщин и чернокожих.
Чтобы быть более точным, за последние 135 лет (начиная с первой женщины, Виктории Вудхалл, кандидата на пост президента от Партии равных прав, баллотировавшейся в 1872 году) кандидатами на пост президента США были не менее десяти, а на пост вице-президента более 25 женщин, причем, по меньшей мере пятеро из них были чернокожими. Афроамерикнцами обоего пола были в общей сложности пять кандидатов на пост президента США и более десяти – на пост вице-президента.
Обращает на себя внимание тот факт, что большинство женщин и чернокожих кандидатов на эти посты выдвигались Коммунистической и другими левыми партиями, не имевшими сколько-нибудь реальных шансов на победу.
Только однажды за все эти годы, в 1984 г., кандидатом Демократической партии на пост вице-президента США стала белая женщина, член палаты представителей Конгресса США Джеральдин Ферраро.
По сугубо формальному признаку куда удивительней можно считать практически предрешенный выбор сенатора Джона Маккейна кандидатом Республиканской партии. Дело в том, что он станет официальным кандидатом партии несколько дней спустя после своего 72-летия, что делает его самым пожилым кандидатом на пост главы государства в истории. В прошлом веке долгое время самым старым президентом США считался Дуайт Эйзенхауэр, пришедший в Белый дом в возрасте 63 лет и покинувший его в 71 год. Его «рекорд» продержался недолго – в 1981 г. президентом США стал 70-летний Рональд Рейган, пробывший на этом посту до января 1989 года. Следовательно, Маккейн действительно может оказаться (в случае победы на выборах 2008 года) самым пожилым президентом страны.
Впрочем, нельзя сказать, что республиканцы ожидали победы Маккейна. У него были довольно серьезные соперники, такие как популярный у консерваторов экс-губернатор Арканзаса Майк Хаккаби или бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани. Считающиеся влиятельными политическими деятелями, они проглядели в Маккейне серьезного противника.
Будущего республиканского кандидата в президенты часто сравнивают с Рональдом Рейганом. Но надо учитывать, что актер и калифорнийский губернатор был куда более известен стране, чем Маккейн, довольно незаметный сенатор, отметившийся разве только тем, что уже проигрывал внутрипартийное соревнование при отборе кандидатов в президенты.
Рейган при этом до глубокой старости оставался «спортивным малым», а Маккейн не может даже поднять руки выше плеч из-за ранений и травм, полученных на Вьетнамской войне.
В этом, как ни парадоксально, и есть его возможное преимущество в нынешней гонке. Если Рейган, хоть и призванный на службу, всю Вторую мировую войну провел в тылу и играл в кинематографе, то Маккейн – человек по-настоящему сложной судьбы, воевавший, отсидевший пять лет во вьетнамском плену и настрадавшийся там.
Перед ним теперь стоит сложная задача – назвать в качестве своего напарника вице-прездидента куда более молодого, чем он сам, но уже хорошо зарекомендовавшего себя республиканца. Такого, в котором американцы смогут увидеть возможного преемника в случае, если с пожилым и не совсем здоровым Маккейном что-то приключится, да и вообще, имеющего перспективы на 2012 год. Ведь тогда Маккейну будет уже 76 лет, и он вряд ли будет баллотироваться на второй срок.
Соперничество зрелости Маккейна и молодости Обамы дает большое преимущество первому. Когда американский избиратель будет прокалывать, опускать рычажок или ставить галочку – бюллетени заполняются в каждом штате по-своему, — он сможет на минуту задуматься, и даже симпатизируя в чем-то Обаме, оценить риски и проголосовать за более «основательного» кандидата.