Штаб республиканского кандидата в президенты США Джона Маккейна запустил в среду в эфир американских телеканалов новый агитационный ролик, который британская The Times поспешила окрестить «самой странной политической агитацией» этой предвыборной кампании. В нем демократ Барак Обама без обиняков сравнивается со скандальными поп-дивами Пэрис Хилтон и Бритни Спирз.
Кадры проходящих под вспышками папарацци светских тусовщиц перемежаются с ликующими толпами берлинцев, вышедших встречать Обаму, а сам демократический кандидат на экранах жмет своим сторонникам руки с тем же выражением счастливой гордости, что и позирующие фотографам певички.
Республиканцы словно спрашивают у избирателей, не является ли Обама очередной жадной до славы звездой, а «обамания», охватившая Америку, — недолговечным феноменом поп-культуры. «Он величайшая знаменитость на свете, но готов ли он руководить страной?», — читают телезрители на экране призыв пиарщиков Маккейна.
У республиканцев есть весомый аргумент ставить вопрос именно так. Как свидетельствуют опросы, проведенные по заказу телеканала CNN, триумфально встреченный в Берлине, обласканный в Лондоне и Париже, Обама не приобрел за минувшую неделю, проведенную в заграничном турне, ни одного процентного пункта на родине. Демократ продолжает лидировать, пользуясь поддержкой 51% будущих избирателей (за Маккейна готовы проголосовать 44%).
Однако это говорит лишь об одном: рост популярности Обамы у тех американцев, которые обеспокоены имиджем США в мире, полностью компенсировался разочарованием настороженно настроенных в отношении Европы избирателей.
Именно тем, что консервативным СМИ удалось убедить многих, что предыдущий выдвиженец Демпартии на пост президента в 2004 году Джон Керри является «кандидатом Франции», и объясняли некоторые аналитики его итоговое поражение. Надо заметить, что за агитацию в штабе Маккейна теперь отвечают те же люди, что готовили четыре года назад переизбрание Джорджа Буша. Среди них Стив Шмидт, чьи идеи выставить Керри «избалованным и уклончивым представителем элит», оторванным от народа, с успехом были воплощены в жизнь, напоминает The New York Times.
Одновременно Национальный комитет Республиканской партии дал добро на запуск нового интернет-сайта Audacity Watch («Надзор за отвагой»), которая обыгрывает название одной из книг Обамы – «The Audacity of Hope» («Отвага на надежду»). На его базе республиканцы постараются еще раз уличить сенатора-демократа в популизме и представить его «пустышкой».
Как часто случается в ходе этой избирательной кампании, любое оружие, которое один из соперников решился применить против своего оппонента, в конечном итоге готово ударить по нему самому. И ролики с Бритни Спирз здесь не исключение. Однопартийцы Маккейна из центристской группы «обеспокоенных республиканцев» уже предупредили сенатора, что такая тактика мелкого фола может обернуться для него значительными имиджевыми потерями. Маккейн, который и так старше Обамы на 25 лет, рискует и вовсе показаться «ворчливым старикашкой», одновременно подтверждая, насколько его оппонент популярен за рубежом. Подобная неудача уже постигала Боба Доула на выборах 1996 года, когда он по всем пунктам проиграл своему демократическому сопернику Биллу Клинтону, сумевшему противопоставить свою энергетику привычному резонерству республиканцев.
Обама с радостью ухватился за эту идею. Когда его спросили о том, как он относится к новому агитролику Маккейна, Обама заметил, что у республиканца «стоило бы спрашивать, что он предлагает, а не против чего он выступает». Впрочем, его избирательный штаб и сам не брезгует «негативным пиаром», раз от разу сравнивая Маккейна и Джорджа Буша, утверждая при этом, что республиканский кандидат в случае своего выигрыша будет проводить «политику прошлого».