На сайте Еврокомиссии представлен план повышения военной мобильности Евросоюза, который предлагается реализовать за счет модернизации транспортной инфраструктуры, создания Центра по координации в сфере киберзащиты и подключения ряда стран к партнерскому проекту ЕС-НАТО в сфере военной мобильности.
«План действий направлен на обеспечение быстрого и беспрепятственного перемещения вооруженных сил и их техники – в короткие сроки и в больших масштабах – что позволяет им быстро реагировать на возникающие угрозы на наших внешних границах и за их пределами», — говорится на сайте ЕК.
План действий по повышению военной мобильности ЕС для переброски сил в случае кризисных ситуаций был принят в конце марта 2018 года, был частью общей стратегии по созданию к 2025 году оборонного союза между странами ЕС.
В свою очередь глава Евродипломатии Жозеп Боррель на пресс-конференции в Брюсселе подчеркнул, что автомобильную и железнодорожную инфраструктуру Евросоюза необходимо изменить так, чтобы ЕС мог быстро перевозить военную технику и войска из одной части сообщества в другую, в основном — с Запада на Восток.
«Ситуация с безопасностью в Европе претерпела существенные изменения. <…> Мы должны адаптировать нашу оборонную политику в соответствии с новой средой, <…> чтобы мы могли быстро транспортировать и разворачивать наши военные возможности. Возможность быстро транспортировать силы из одной части ЕС в другую, в основном с Запада на Восток. <...> Сейчас нет специальных дорог для военного транспорта, они используют гражданскую инфраструктуру», — заявил он.
План 2.0
На сайте ЕК отмечается, что «российско-украинский конфликт подтвердил необходимость усиления военной мобильности Евросоюза». Обновленный план направлен на укрепление военной мобильности ЕС, что позволит устранить возможные вызовы и угрозы.
«План действий добавляет два новых компонента: один компонент, касающийся устойчивости и готовности, и второй компонент, касающийся партнерских отношений. Кроме того, это укрепит два уже существующих столпа за счет улучшения инфраструктурных и нормативных аспектов», — говорится на сайте ЕК.
План действий будет сосредоточен на:
• модернизации транспортной инфраструктуры двойного назначения;
• обновлении военных требований, включая требования к цепочке поставок топлива для военной техники;
• цифровизации административных процессов;
• защите от кибератак и других гибридных угроз, а также устранение рисков, связанных с прямыми иностранными инвестициями в критически важную инфраструктуру;
• повышении устойчивости к изменению климата и энергетической безопасности, а также устранение других рисков безопасности в транспортном секторе.
На сайте говорится, что для приведения мер в исполнение будет проведена совместная комиссия с НАТО, которая выявит, насколько военно-транспортная сеть ЕС соответствует необходимым требованиям. Также Европейский фонд обороны профинансирует консорциум, который разработает новую систему мобильности. Для унификации транспортной инфраструктуры будут проводиться военные учения, они также повысят скорость развертывания и эффективность перемещения крупномасштабных сил (как по воздуху, так и по морю).
Также в рамках Европейского фонда обороны Комиссия выделит €9 млн на поддержку разработки защищенной цифровой системы военной мобильности (SDMMMS), которая будет способствовать прямому и безопасному обмену информацией между правительствами, запрашивающими и одобряющими любое военное перемещение.
Предполагается, что цифровая система будет доступна к середине 2025 года.
Участие НАТО
Также отмечается, что в дополнение к сотрудничеству ЕС-НАТО, новый компонент партнерства включает расширение диалога с региональными партнерами, такими как Украина и Молдавия, обмену передовым опытом с партнерами на Западных Балканах и активизации сотрудничества с США, Канадой и Норвегией.
«Новый план действий еще больше укрепит и интенсифицирует сотрудничество ЕС-НАТО в области военной мобильности. Мы будем тесно сотрудничать с НАТО по вопросам требований к цепочке поставок топлива для военного транспорта. Структурированный диалог между персоналом ЕС и НАТО по вопросам военной мобильности уже налажен для обеспечения согласованного подхода и синергии между ЕС и НАТО», — отмечается в тексте.