«Бессмертный полк» в Средней Азии
В России дружественность стран бывшего СССР нередко определяется тем, какое место в их национальном дискурсе занимает День Победы. Но в 2022 году в России неприятно удивились изменениям даже в странах-союзниках или нейтральных государствах.
Например, большой резонанс вызвала новость об отказе Казахстана проводить военный парад.
Официально от торжества отказались ради экономии бюджетных средств и из-за необходимости решать другие приоритетные задачи. На такой шаг власти идут уже третий год подряд, правда, ранее отказ объяснялся пандемией коронавируса.
Помимо этого, в Алма-Ате привнесли национальный колорит в акцию «Бессмертный полк», переименовав ее в «Батырларга тагзым». В переводе на русский это означает «Поклонимся героям». Довольно давно продвигается в Казахстане и аналог георгиевской ленточки цветом национального флага и соответствующим орнаментом. Аналогичная практика существует и в Узбекистане.
В разговоре с «Газетой.Ru» руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин выразил мнение, что единой тенденции относительно Дня Победы в странах Центральной Азии не просматривается.
«В каждой из этих республик все очень по-разному. Если посмотрите на Туркмению, то там все символы национально ориентированы. А в Таджикистане, например, все очень похоже на Россию — и георгиевская ленточка, и «Бессмертный полк» даже никто не переименовывает», — говорит он.
Комментируя последние решения властей Казахстана, Грозин призвал не искать в них «глубокие антироссийские корни».
«В Казахстане «Бессмертный полк» и ранее не был идентичен российскому. Да и георгиевская ленточка действует на национал-патриотов как тряпка на быка, — и потому она не поощряется. Там после январских событий, что называется, обжегшись на молоке, дуют на воду. Власти пытаются избежать любых ситуаций, которые могли бы спровоцировать конфликт с какой-либо стороны.
И потому не стоит в отмене парада и переименовании «Бессмертного полка» искать что-то нарочито антироссийское. Просто нынешняя власть всерьез убедилась, что национал-патриоты, исламисты и просто маргиналы из пригородов крупных городов довольно болезненно реагируют на советскую тематику»,
— объясняет эксперт Института стран СНГ.
Грозин при этом признает, что казахстанские националисты, по сути дела, продвигают переход к украинской постмайданной практике 9 мая, или даже прибалтийской, на что власти страны пойти пока не готовы.
Георгиевская лента под запретом
А вот Молдавия в 2022 все же пошла по стопам Украины, Латвии, Литвы, Грузии и законодательно запретила георгиевскую ленточку. Оппозиционная левая фракция в парламенте бывших президентов Владимира Воронина и Игоря Додона призвала избирателей 9 мая специально выйти с запрещенным символом, а парламент автономии Гагаузии разрешил ее использование на своей территории.
Приднестровский депутат Андрей Сафонов также уверял «Газету.Ru», что там сохранят и «георгиевские ленточки, и «Бессмертный полк», и парад Победы, какие бы решения ни принимались в Кишиневе». Впрочем, из-за последующего обострения ситуации в регионе власти ПМР отменили памятное шествие в целях безопасности.
В целом же с 2017 года в Молдавии 9 мая одновременно отмечают не только День Победы, но и День Европы. И нынешние власти делают шаги для снижения значимости первого — премьер-министр Наталья Гаврилица призвала на фоне спецоперации на Украине не праздновать его масштабно, чтобы «не пропагандировать ненависть».
Мало достоверной информации о статусе георгиевской ленточки в Туркмении. Например, в распоряжение «Газеты.Ru» поступило письмо бывшего жителя республики, который уверяет, что на ее территории действовал устный указ бывшего президента Гурбангулы Бердымухамедова о запрете символа торжества.
К слову, некоторые бывшие среднеазиатские постсоветские диктаторы, по сути, вовсе отказывались от Дня Победы. Например, речь идет о первом президенте Туркмении Сапармурате Ниязове и первом узбекском президенте Исламе Каримове, чью борьбу с советскими памятниками и символами помнят далеко не все.
А вот их коллега из Белоруссии Александр Лукашенко вполне умело использует праздник в своих целях, — так, он нарочито не стал отменять парад Победы в Минске на 75-ю годовщину окончания Великой Отечественной в разгар пандемии коронавируса. И это еще раз доказывало тезис ряда экспертов о том, что идеология Лукашенко строится на сохранении и развитии лучших в его понимании аспектов советского прошлого.
В Армении 9 мая отмечают как Праздник Победы и Мира. Но любопытно, что в этот день до недавнего времени праздновали и другие важные для нации даты — день взятия города Шуши в Первой Карабахской войне и день создания Армии обороны Арцаха, из-за чего традиционно часть высших лиц в этот день отправлялись в Нагорный Карабах.
После неудачи во второй карабахской войне формально все праздники остались на месте, но одной из новых традиций стало оплакивание ушедшей под контроль Азербайджана Шуши — и без поездок в Карабах.
Праздник 9 мая (День победы над нацистской Германией в ходе Второй мировой войны) сохранился, как ни странно, не только в Азербайджане, но и в третьей закавказской республике — в Грузии. 6 мая там официально именуется Днем Европы.
Шествия под запретом
Традиционно самая сложная ситуация у желающих отметить День Победы на территории бывшего Советского Союза — в странах Прибалтики. В 2022 году в их столицах запретили почти все мероприятия.
В Риге, где еще в 2019 году около 100 тыс. человек возложили цветы к памятнику советским воинам-освободителям, а 20 тыс. — приняли участие в шествии «Бессмертного полка», мэр Мартиньш Стакис назвал 9 Мая «днем смерти» и подчеркнул, что празднующих эту дату людям нет места в его городе.
В этом же году парламент Латвии утвердил законопроект, по которому 9 мая 2022 года станет «Днем памяти пострадавших и погибших на Украине».
Мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс также нашел способ совместить, казалось бы, несовместимое: власти города будут рассказывать всем пришедшим на крупнейшее в Литве захоронение советских воинов Великой Отечественной войны на Антакальнисское кладбище столицы, куда ежегодно возлагали цветы, о текущей обстановке на Украине.
Официально в контексте Второй мировой в Прибалтике обращают внимание лишь на 8 мая, когда отдают дань памяти жертвам, но день при этом остается рабочим. Там принято считать, что тоталитарный режим Третьего Рейха сменился таким же тоталитарным советским режимом, и оккупация со стороны России продолжалась вплоть до 1993 года, когда завершился вывод ее войск. Потому коллаборационизм и сотрудничество с немцами сейчас в этих странах не осуждается, о чем говорят, например, регулярные марши ветеранов Ваффен СС и их сторонников в Латвии.
Политолог и главный редактор аналитического портала RuBaltic Александр Носович в комментарии «Газете.Ru» выразил уверенность, что в странах Прибалтики и некоторых других странах бывшего СССР пытаются воспользоваться нынешней международной обстановкой для полного запрета 9 мая как Дня Победы.
«Вместо этого пытаются навязать европейскую концепцию Дня примирения или Дня скорби. В общем, отказаться от кремлевского нарратива этого праздника, которое преемственно по отношению к советской традиции.
Нынешняя ситуация не уникальна, борьба с 9 мая в тех же странах Прибалтики продолжается десятилетиями, она просто то обостряется, то утихает. Власти стран Прибалтики изыскивают разнообразные основания, предлоги и поводы, чтобы сорвать празднование тем, кто этого хочет. Но этот раз атака на 9 мая действительно куда более сильная, чем в 2014 или 2020 годах», — говорит он.
Честный украинский диалог
Как и в странах Прибалтики, на Украине в этом году Дня Победы как такового не будет вовсе. Власти Киева обосновали это военным положением, во многих городах был введен длящийся более суток комендантский час.
Но трансформация Дня Победы в этой стране началась еще после Евромайдана.
Георгиевская ленточка там запрещена с 2017 года, а вместо нее продвигают цветок красного мака, который изначально использовался в Европе для почитания жертв Первой мировой. Прочая советская символика запрещена законом о декоммунизации.
8 мая стало на Украине Днем памяти и примирения. Мирят в этот день и воевавших по разные стороны — например, президент Украины Владимир Зеленский в 2019 году публиковал в соцсетях фотографию, на которой он был запечатлен с ветеранами запрещенной в России Организации украинских националистов — Украинской повстанческой армии (организация запрещена в России) — и Красной армии. При этом официально 9 мая на Украине все еще праздник — День победы над нацизмом во Второй мировой.
Украинский институт национальной памяти объяснял новый подход так: необходимо переосмыслить события Второй мировой войны, разрушив советские исторические мифы и начав «честный диалог вокруг сложных страниц прошлого». И — перенести акцент с истории военных действий на истории конкретных людей, а впоследствии отказ от празднования в пользу почитания.
Все подобные жесткие запреты не могут искоренить желание у людей отметить День Победы, уверен Носович. Он уверен, что они продолжат это делать и в 2022 году, несмотря на возросшую угрозу их безопасности.
«Есть очень массовое движение людей, которые несмотря ни на что будут в постсоветских странах праздновать День Победы и в рабочий день. А подавлять их репрессивными методами означает получить угрозу массовых беспорядков и протестов. И потому многие выбирают стратегию максимально снизить процент празднующих, убрать все его символы.
В этом году самая интересная ситуация будет в Молдавии после запрета георгиевской ленточки там. Не совсем понятно, как полиция может оштрафовать всех вышедших с ней на улицу людей, которых ожидается много. На уровне спецслужб других стран уже предупреждают о провокациях и беспорядках 9 мая. Так что даже в этих условиях инициативу снизу отмечать 9 мая нельзя погасить. Даже в Прибалтике люди снова выйдут почтить память предков, но это не будет так массово. Хотя бы из-за большого числа весьма активных украинских беженцев это стало опаснее», — заключает эксперт.