— Владимир Путин в послании Федеральному собранию обозначил максимальную поддержку регионов. Как вы оцениваете меры в отношении субъектов, озвученные главой государства?
— С удовлетворением отмечаю, что ряд мер по оздоровлению финансов и сбалансированности региональных бюджетов, которые предлагались в том числе мной (Текслер – руководитель комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы». — Прим. «Газеты.Ru»), президент сформулировал в виде поручений. Первая мера – реструктуризация коммерческих кредитов.
У Челябинской области коммерческий долг минимальный, но для многих регионов — это большая проблема.
Совокупно только по процентам регионы выплачивают коммерческим банкам 82 млрд рублей в год. Согласитесь, есть разница между семью и более процентами по кредитам коммерческим банкам и 0,1% по бюджетным кредитам. Еще одна важная мера – реструктуризация бюджетных кредитов, которые были предоставлены регионам в 2020 году для реализации мер, связанных с противодействием пандемии. Например, Челябинская область взяла 5,3 млрд рублей. Общая сумма по стране – 223 млрд. Имея долги нельзя думать о развитии. От имени всех губернаторов могу сказать, что это сильные решения президента.
— Президент также предложил новый инструмент для развития региональной инфраструктуры...
— Владимир Путин озвучил, что регионы смогут получить инфраструктурные бюджетные кредиты по 3% годовых сроком на 15 лет. Это те средства, которые можно будет направлять на развитие инфраструктурных проектов. В частности, в послании прозвучали два челябинских проекта, которые нами уже проработаны, – развитие общественного транспорта и строительство метрополитена. Для города это стратегические направления. Метро строится в Челябинске с конца 80-х годов. Я здесь родился и вырос, помню, как мы тогда с воодушевлением воспринимали эту новость. Поддержка правительства России гарантирует, что этот проект будет реализован. Это по-настоящему здорово! У многих регионов средств хватало только на текущие расходы, теперь появляется возможность реализации инфраструктурных проектов и развития регионов.
— В Челябинской области находятся крупные промышленные центры, для которых одной из ключевых является проблема экологии. Расскажите о реализации и промежуточных итогах программы «Чистый воздух», которая реализуется с 2019 года?
— Челябинск и Магнитогорск попали в число городов, где реализуется комплексный план по снижению выбросов в атмосферу. Президент поставил задачу к 2024 году обеспечить в них снижение выбросов не менее 20%, к 2030 году – 50%. Регион подписал 16 соглашений с промышленными предприятиями Челябинска и Магнитогорска, и они уже реализуются.
Совокупные затраты предприятий-загрязнителей на экологические программы составят 50 млрд рублей.
Так, на Магнитогорском металлургическом комбинате ввели современную агломерационную фабрику, модернизировали доменное производство, начали модернизацию коксохимического производства. «Мечел» модернизировал воздухоочистку конвертера, в рамках допсоглашения – будет модернизирована воздухоочистка сталеплавильного производства. Одно из последних подписанных соглашений с ПАО «Фортум» предполагает перевод ТЭЦ №2 с угля на газ. Обязательства, которые взяли предприятия, с лихвой покрывают показатели в поручении президента. Уже сегодня мы идем с перевыполнением этих задач - по Челябинску видим снижение выбросов более 30%, чуть меньше – по Магнитогорску.
Мы в регионе решили пойти дальше. Созданный при губернаторе координационный совет разработал «Экологический стандарт Челябинской области». В документе сформулированы дополнительные задачи, которые должны быть реализованы в регионе, не только в Челябинске и Магнитогорске. Заключено еще 33 соглашения по 17 городам на 20 млрд рублей. Причем предприятия сделали это добровольно.
— Зачем предприятиям брать на себя такие дорогостоящие обязательства? Еще и добровольно?
— Я рос в Металлургическом районе Челябинска, и помню, как там раньше дымило. Сейчас люди не готовы жить в таких экологических условиях. Я объяснял многим руководителям предприятий, что нужно менять свое отношение к экологии, к людям. Сегодня это вопрос будущего региона. Мы можем сделать удобную городскую среду, но если из труб и дальше будет дымить – наши дети вырастут и покинут регион. Взятые предприятиями обязательства существенно изменят ситуацию, а значит регион сможет развиваться.
Мы улучшаем городскую среду, общественный транспорт, занимаемся озеленением, комфортным городским жильем. Мы создаем удобные для жизни города, и в них должен быть чистый воздух. Точка. Это не обсуждается. Если хотите, это является частью общественного договора с жителями.
Вместе с тем мы понимаем, что наши предприятия существуют много лет. Мы заинтересованы, чтобы они развивались, но с использованием экологически чистых технологий. Даже повышая объем производства, необходимо снижать количество выбросов. Тем более у нас есть опыт Челябинского трубопрокатного завода. Это пример так называемой белой металлургии, где вообще нет выбросов. Это подтверждает, что металлургия может быть чистой. И у меня нет сомнений, что мы к этому придем. Это одна из моих важнейших задач как губернатора.
— Проблема чистого воздуха решается не только за счет снижения выбросов промышленных предприятий...
— Сегодня в Челябинске стационарные источники дают 75% выбросов в атмосферу, доля транспорта – 25%. По мере налаживания ситуации со стационарными источниками эта доля будет расти. Мы особенно обратили на это внимание в пандемию, когда машины исчезли с дорог города. Воздух изменился – это было заметно.
Сегодня мы переводим на газомоторное топливо все автобусы в Челябинске.
Уже приобрели более 100 автобусов, в этом году планируем увеличим эту цифру. Для понимания, перевод на газ – это в 2,5 раза меньше выбросов, чем от обычного топлива. Мы активно занимаемся развитием электрического транспорта. В прошлом году в Магнитогорске обновили 25 трамваев. Для Челябинска закупим 30 единиц транспорта в 2021 году, 10 для Магнитогорска. Развиваем сеть газозаправочных станций, с прошлого года стимулируем перевод автомобилей на газомоторное топливо. Поставили больше десяти электрических зарядных станций. Будем продолжать развивать все эти направления.
— В Челябинске реализуется один из самых ярких экологических проектов в стране – рекультивация городской свалки. Расскажите, на каком он этапе сегодня?
— Когда я стал губернатором, свалка в Челябинске была одной из ключевых экологических проблем. В 1947 году она появилась на окраине, с развитием города она оказалась между двумя крупными районами. Еще два года назад свалка не просто чадила, выделяя газы, она еще и постоянно горела. Из-за этого жители чувствовали сильный запах гари. В конце 2018 года ее закрыли.
В 2019 году совместно с правительством России и Росатомом мы начали заниматься рекультивацией. Бюджет проекта составил 4,5 млрд рублей, из них 1 млрд – средства Челябинской области. В конце прошлого года закончена техническая часть рекультивации. В этом году монтируется система утилизации газов, будет закончена биологическая рекультивация – на этом месте появятся зеленые насаждения, и свалка превратится в зеленый холм. В будущем на этом месте может быть парк. Это большая победа для экологии города. В этом году запустим новый полигон в Магнитогорске, начнем работу по рекультивации свалки.
— Можно ли полностью решить экологические проблемы в таких крупных промышленных центрах, как Челябинск и Магнитогорск?
— Моя позиция – мы сможем решить все экологические проблемы в наших городах. Эту задачу поставил президент в послании. Для этого есть технологии, воля и желание. Уверен, если предприятия реализуют подписанные соглашения, ситуация кардинально изменится. И в наших городах, где есть промышленные предприятия, воздух будет чистым.
— Экспертный институт социальных исследований включил вас в топ-10 губернаторов новой волны, и одним из главных критериев для попадания в этот список является степень открытости главы того или иного региона. Так почему сегодня для регионального руководителя так важна открытость?
— Постоянная обратная связь с жителями, в первую очередь в социальных сетях, – это важнейший канал информации, без которого я вообще не понимаю, как существовать. У губернатора много источников информации, но этот самый прямой. У меня 250 тысяч подписчиков в социальных сетях, под некоторыми публикациями тысячи комментариев. Этот инструмент позволяет мне вникнуть в ситуацию и рейтинговать проблематику. Я сам читаю сообщения людей – вечерами или ночами. Нужно постоянно чувствовать нерв. Мои подчиненные часто получают поручения по тому или иному вопросу, который появился в Инстаграме. Поэтому то, что люди мне пишут, реально влияет на принятие решений.
— В местной прессе часто упоминается «красный блокнот Текслера»...
— Я для себя решил, что будет блокнот, куда во время пресс-конференций, мероприятий, встреч с жителями записываю только проблематику. Мне так удобнее. Позже появился онлайн-режим с таким названием, куда люди могут обратиться с жалобой или предложением.
— Скажите, а чем сегодня отличается запрос людей к власти от того, что был, например, десять лет назад?
— Сегодня люди более активны и мобильны, они не готовы ждать решения своих проблем вечно. Для людей очень важна городская среда, особенно это видно по молодежи. Если раньше ключевым был вопрос зарплат, сейчас при высокой зарплате и плохой городской среде люди будут голосовать ногами и менять место жительства. Сейчас люди больше общаются между собой, больше знают. И сегодня власть должна реагировать на запросы жителей. Только так мы сможем успешно развивать наши территории.