Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Он не был образцовым коммунистом»: современники рассказывают о Горбачеве

Михаилу Горбачеву 90 лет

2 марта исполняется 90 лет первому и последнему президенту СССР, «отцу» перестройки Михаилу Горбачеву. Его неоднозначная политика до сих пор остается предметом споров. Его правление навсегда связалось в истории с распадом Советского Союза, но также и с падением «железного занавеса» и выводом войск из Афганистана. Его сторонники и те, с кем он работал, вспоминают Горбачева как крайне осторожного человека, научившегося реагировать на критику.

«Отец» перестройки Михаил Горбачев — фигура весьма неоднозначная и часто критикуемая. В его политике были как глобальные достижения, так и досадные ошибки. Главным образом он ассоциируется именно с перестройкой — реформой политической системы, которая началась в Советском Союзе в середине 1980-х годов.

Страна начала переходить от авторитаризма к демократическим принципам управления, но итогом стал распад СССР.

Горбачев запомнился и периодом гласности. Если изначально под этим термином подразумевалась недопустимость замалчивания хозяйственных проблем на местах, то в конечном итоге страна пришла к незапланированной свободе слова в СМИ, жертвой которых стал сам первый и последний президент СССР.

Если же говорить о победах Горбачева в период его правления, то это в большей степени связано с его внешний политикой. К середине 1980-х годов СССР пребывал в состоянии «холодной войны» сразу с двумя странами: США и Китаем. Горбачеву удалось привести к мирному завершению оба вялотекущих конфликта, которые в любой момент могли перерасти в реальную конфронтацию. Прекращение «холодной войны» стало причиной крушения «железного занавеса», благодаря чему в конце 1980-х годов СССР начал возвращаться в Европу в качестве ее культурно-цивилизационного звена. При Горбачеве у СССР также восстановились отношения с Израилем, Южной Кореей, ЮАР и были установлены партнерские отношения с Западом.

На период правления Горбачева пришлось завершение войны в Афганистане, в которой СССР выступил на стороне правительственных войск страны, а Соединенные Штаты и их союзники поддерживали исламскую оппозицию. В 1986 году Горбачев объявил о поэтапном выводе войск. Последние солдаты во главе с генералом Борисом Громовым покинули Афганистан 15 декабря 1989 года. Жертвами этой войны пали более 15 тыс. советских солдат.

Политику Горбачева, как и саму его личность, его сторонники и те, с кем он работал, оценивают так же неоднозначно.

Горбачева, считает бывший в 1990-1991 годах членом ЦК КПСС Борис Гуселетов, от других политических лидеров отличает то, что он ставил реальные задачи, направленные на изменение ситуации в стране, а не просто стремился сохранить за собой власть.

«Я думаю, что в целом ситуация в России и на постсоветском пространстве, ситуация — пускай медленно, — но все-таки движется в сторону тех принципов, идей, которые он провозглашал. То есть более демократичное, гуманное государство.

Сейчас мы, конечно, видим определенный сильный откат в каких-то странах. Но в целом ситуация будет двигаться в эту сторону. И результат его деятельности будет несколько отложен, может, еще на пять, может, на десять лет. Но то направление, которое он обозначил, придя к власти, оно все-таки будет реализовано», — говорит собеседник «Газеты.Ru».

Минусом Горбачева он назвал его плохое умение разбираться в людях, которое проявилось при формировании команды.

По словам Гуселетова, с этим связаны его «проколы», в том числе когда члены Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) его «кинули».

«Ну а в личной жизни, он в принципе человек достаточно доброжелательный, приятный в общении, теплый. У меня был опыт общения с [первым президентом России Борисом] Ельциным. Ельцин на меня всегда производил впечатление глыбы, айсберга. А Горбачев был более приятный, теплый человек. Но если Ельцин всегда поддерживал своих людей материально, то Горбачев отличался более европейским подходом, то есть давал людям возможность работать на определенных постах и самим доказывать свою состоятельность», — обратил внимание Борис Гуселетов.

Говоря о критике в адрес последнего советского лидера, он отметил, что о Горбачеве говорят либо очень хорошо, либо очень плохо, а объективная оценка встречается крайне редко. По его словам, сейчас бывший советский лидер стал достаточно толстокожим, хотя в нем в принципе не было болезненности или желания отомстить.

«Как опытный политик, он выработал несколько формул, которые использовал, когда критика звучала. Он защищался», — подчеркнул политик.

От справедливой критики Горбачев, по словам Гуселетова, всегда умел уходить.

Например, когда его критиковали за развал Советского Союза, он прибегал к стандартной формуле «А вы работали президентом?» Собеседник «Газеты.Ru» назвал такой ход подменой понятий. Но, продолжил он, в этом Горбачев «немного эволюционировал»: если первое время он такими фразами пытался отмахнуться, то потом он пытался разбираться в проблемах.

Зато помощник Горбачева, переводчик Павел Палажченко рассказал «Газете.Ru», что, если имела место критика, пусть даже не до конца обоснованная и заслуживающая реакции, каких-то изменений, корректив в политике, то бывший советский лидер к ней прислушивался. Например, в ходе перестройки настроения людей становились более радикальными, и они требовали более быстрого продвижения вперед, что, по словам Палажченко, Горбачев учитывал, хотя и не со всем был согласен.

«Он был сторонником более плавного поэтапного перехода к рынку, к новым отношениям внутри Союза. Тем не менее, когда он увидел, что значительная часть людей выступает за более радикальный курс, он это учитывал. Стремился учитывать, скажем так», — отметил его сторонник.

Говоря о критике, стоит отметить, что со стороны Запада ее было не так много. В 2015 году экс-советник британского премьера Маргарет Тэтчер по внешней политике лорд Чарльз Пауэлл в интервью «Газете.Ru» назвал сумасшествием заявления о том, что Горбачев «предал интересы» страны. «Такого и близко не было. Он вел серьезные переговоры с Западом, поскольку ни одна сторона не нуждалась в таком количестве ядерных ракет. Снижение их числа отвечало интересам всех стран. Он стал уделять гораздо меньше внимания распространению коммунизма. И это тоже было выгодно всем сторонам. Думаю, он исходил из реальных интересов Советского Союза, и то, что сегодня его воспринимают в такой роли, ненормально», — говорил лорд Пауэлл.

И Гуселетов, и Палажченко описывают Горбачева как осторожного, не склонного к импульсивным решениям человека.

По словам Гуселетова, он всегда взвешивал все за и против, умел сохранять адекватное состояние и старался не торопить события.

«И на излете существования СССР он всегда проявлял выдержку, никогда не паниковал. В трудные моменты продолжал искать путь к договоренности, к компромиссу. Главной задачей он считал сохранение Советского Союза, но при этом исключал применение силы. И те повороты, которые были на протяжении 1991 года, он воспринимал как политик и искал политического решения, политического компромисса, даже по самым сложным и тяжелым вопросам», — заключил Палажченко.

Однако с критикой Горбачев сталкивается не только со стороны российских политических деятелей — неоднозначно отозвался о стиле руководства советского лидера бывший председатель Верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич, один из подписантов Беловежского соглашения 1991 года.

«Он стремился никогда ни за что не отвечать, был сдержан в порывах, и, в общем-то, не имел отношения ко всем тем печальным событиям, которые имели место на нашем континенте. Но это такой стиль его поведения», — сказал бывший белорусский лидер.

Он не стал проводить границу между Горбачевым-политиком и Горбачевым-человеком, зато отметил, что бывший советский лидер «проявил себя больше как коммунист, чем как человек». «Его выступление по Чернобылю — это было преступление. Он там поступал как коммунист. А потом я его видел в Корее, где он тоже, кстати, упоминал Чернобыль, он говорил совсем иное, там он был человеком», — вспоминает политик.

В своем выступлении на Центральном телевидении 14 мая 1986 года об аварии на атомной ЧАЭС Горбачев говорил, что страна впервые столкнулась с вышедшей из-под контроля атомной энергией, о действиях политбюро в связи с этой аварией, пострадавших и жертвах.

В заключение Шушкевич добавил, что, с его точки зрения, и образцовым коммунистом Горбачев, по его мнению, не был.

Новости и материалы
В СК Чебоксар возбудили дело о халатности после инцидента в школе
Суд взыскал с бывшего вице-губернатора Петербурга 2,685 млрд рублей в пользу Тимченко
Представлен флагманский смартфон Nubia Z70 Ultra с «камерой-невидимкой»
В США заявили о решении Байдена подставить Трампа
В России закрепят понятие «студенческая семья»
Поездка в троллейбусе закончилась для пенсионерки из Петербурга реанимацией
Принятая за простуду болезнь британца спровоцирована плотоядной бактерией
В МИД РФ отреагировали на вето США на резолюцию о прекращении огня в Газе
На Урале россиянин истязал и бросал на пол двухлетнюю дочь сожительницы
В ФНС пообещали оценить прозрачность системы выплат за мигрантов
Ультраправый израильский министр призвал присоединить Западный берег Иордана
Глюкоза заявила, что оставила «большой шрам на сердце» дочери
Телеведущая Эллен Дедженерес покинула США из-за победы Трампа
В России запретят научную информацию и статистику о VPN
Водителям назвали стоимость базового набора для подготовки машины к зиме
Певец Витас показал дочь в день ее 16-летия
На Украине дезертирам разрешили добровольно вернуться на службу
В США задержали мужчину, хотевшего взорвать Нью-Йоркскую фондовую биржу
Все новости