Министр обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр заявила, что Европа должна разрабатывать свою собственную внешнюю политику и политику безопасности. По ее мнению, даже в случае победы бывшего вице-президента Джо Байдена на американских президентских выборах, ЕС вряд ли сможет рассчитывать на США так, как это было раньше.
«Мы не должны забывать, что большая часть американского политического класса разделяет определенные взгляды, к примеру, в отношении Китая или России. Какие-то основные моменты не изменяться, даже если выиграет Джо Байден», — отметила Крамп-Карренбауэр.
С ее точки зрения, последние заявления одного из будущих кандидатов в президенты США ясно дают понять, что экономическое и геополитическое соперничество между Вашингтоном и Пекином будет продолжено в любом случае.
«Это неизбежно приведет к вопросу, способны ли США одновременно осуществлять одинаковое присутствие в Европе и Индо-Тихоокеанском регионе. Кроме того, нести подобные расходы, даже с учетом их возможностей», — добавила глава минобороны ФРГ.
Отчасти поэтому Германия во время своего председательства в Совете ЕС усердно работает над созданием возможности для участия третьих стран в европейских военных проектах, подчеркнула Крамп-Карренбауэр. Речь идет о миссиях в рамках программы постоянного структурного сотрудничества — этот момент важен для будущего взаимодействия Европы с Великобританией и США.
«Важно, чтобы Европа могла действовать вне зависимости от фундаментальной поддержки американской стороны. Укрепила внешнюю и оборонную политику в интересах ЕС, пока США сместили свое внимание в пользу Азии», — резюмировала министр.
Глава минобороны ФРГ намекает на возможную необходимость создания европейской армии, что позволит ЕС действовать без прямой поддержки США в тех или иных регионах. В качестве примера проблемного взаимодействия министр напомнила об относительно безрезультатной совместной кампании по борьбе с терроризмом на севере Африки.
«Заявление Крамп-Карренбауэр говорит о трезвости и прагматичном подходе, который царит в высшем руководстве Германии.
Она подтвердила точку зрения канцлера ФРГ Ангелы Меркель и людей среди ее окружения, которые призывают не надеяться на приход доброго дяди Джо, после которого отношения с США опять станут хорошими», — отметил в разговоре с «Газетой.Ru» научный директор Германо-российского форума Александр Рар.
В первую очередь это сигнал немецким элитам, потому что в трансатлантических элитах и СМИ преобладает примитивная точка зрения, согласно которой во всем виноват Трамп и, как только он уйдет, ситуация кардинально изменится, отмечает эксперт.
Давление США
Выступление Крамп-Карренбауэр лишь усиливает конфронтацию между Берлином и Вашингтоном. Отношения двух стран находятся не в лучшем состоянии с момента избрания Дональда Трампа президентом США. Неоднозначные шаги Белого дома, вероятно, все больше разочаровывают Германию, что выливается в необходимость пересмотра политики общения с ключевым союзником Европы.
Политику Трампа в отношении Евросоюза действительно можно назвать жесткой.
Президент США не только запустил тренд на разрушение основных международных соглашений, таких как договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, но также с помощью угроз и давления попытался добиться от Европы необходимых ему действий.
Президент США действует в соответствии со своим старым лозунгом «Америка прежде всего», склоняя союзников к более выгодному Вашингтону экономическому сотрудничеству путем введения пошлин или заставляя европейские страны увеличивать расходы на оборону в рамках НАТО, дабы снизить нагрузку для США.
Кроме того, отдельным моментом стоит выделить усилия американской стороны по продаже европейцам своего сжиженного газа, которые выливаются в санкции против российского проекта «Северный поток — 2», более выгодного для Европы с точки зрения цены и логистики.
Претензии Вашингтона по газопроводу и расходам на оборону в большей степени затрагивают как раз Германию.
США открыто критиковали Берлин за нежелание выполнять их требования по двум этим вопросам. В итоге в июне это привело к решению Вашингтона сократить американский военный контингент на немецкой территории, о чем власти ФРГ фактически узнали из СМИ.
К этому стоит добавить и масштабную антикитайскую кампанию, запущенную Вашингтоном в начале года. США активно пытаются склонить европейцев на свою сторону в противодействии КНР, когда Германия, напротив, продвигает крупное инвестиционное соглашение с Пекином.
В совокупности все эти факторы и приводят к тому, что в ФРГ не рассчитывают на серьезные перемены в случае смены власти в США. По мнению Александра Рара,
в Берлине понимают, что при переизбрании Трампа станет еще хуже, однако и с Байденом будет нелегко.
«Дело в том, что США изменили свою точку зрения и поведение по отношению к европейским союзникам, фактически они рассматривает Европу как рынок сбыта – склад, куда можно ставить свое оружие и продавать свой газ. Теперь они во всем будут требовать от европейцев следовать интересам Америки. США больше не хотят оплачивать безопасность Европы, что они делали в течении 75 лет, так как эта миссия закончена. Вероятно, американская сторона трезво осознает, что никакой угрозы со стороны России и Китая нет, хотя в открытую этого и не говорят. Поэтому США будут требовать от европейцев подчинения американской экономической и глобальной политике», — добавил эксперт.
Армия Европы
В таких условиях призыв Крамп-Карренбауэр к укреплению европейской безопасности с осторожным намеком на создание европейской армии можно рассматривать как отказ Германии от подчинения США. В этом плане желание ФРГ совпадает с предложение президента Франции Эммануэля Макрона, который уже не раз говорил о необходимости создания полноценной общеевропейской армии.
Причем высказывая свои идеи, французский лидер ссылался на неуверенность приверженности НАТО со стороны США.
Эта неуверенность Европы в целом последовательно увеличивалась с каждым выходом Вашингтона из ключевых соглашений в сфере безопасности.
Однако на данный момент создание европейской армии выглядит несколько утопичным как минимум из-за отсутствия единого мнения на этот счет внутри самой Европы. К примеру, для восточноевропейских государств поддержка НАТО и США дело решенное: они вместе с Вашингтоном требуют от Старой Европы выделять больше средств на оборону. К тому же, альянс сохраняет свою актуальность и для Германии, а при его сохранении создание европейской армии выглядит несколько лишним.
Второй фактор может быть совсем простым — у ЕС нет средств для реализации подобной идеи.
Тем не менее, у политических и интеллектуальных кругов в Германии и Франции есть понимание, что Запад постепенно раскалывается, из-за чего необходимо отстраивать свою дееспособную Европу, уверен Александр Рар.
«Хоть рассчитывать на создание европейской армии достаточно утопично, Берлин и Париж скорее всего будут делать осторожные шаги в создании каких-то более автономных структур в области безопасности для Европы. Меркель за последние годы сделала несколько осторожных заявлений.
Во-первых, канцлер говорила, что нужно договориться с Россией о построении общего пространства от Лиссабона до Владивостока — эта идея очень близка Макрону», — продолжил эксперт.
Во-вторых, канцлер Германии призывала найти форму сожительства с Россией, то есть выступала против исключения Москвы, подчеркнул Рар. Меркель очень хорошо понимает, что если США перестанут быть патроном Европы во всех отношениях, то нужно будет заново и по-другому начать договариваться с Россией и Китаем по решению многих вопросов.
«Американский эгоизм в мировой политике пугает немцев и французов. Может это не пугает поляков, которые жили под доктриной Брежнева при коммунизме и теперь с удовольствием существуют под доктриной Трампа. Однако Германия и Франция так делать не собираются, поэтому будет движение к новой концепции Европы. В немецком руководстве понимают, что придется пойти на то, к чему они не были готовы в течении 75 лет — эмансипацию от США», — резюмировал эксперт.