Министр иностранных дел Италии и бывший лидер движения «Пять звезд» Луиджи Ди Майо призывает к протестам против правительства, членом которого он сам и является. Политическое пространство страны, судя по всему, ждет очередная встряска.
Ди Майо 14 февраля заявил, что итальянский народ должен выразить мирный протест против системы, которая «хочет отменить законы». Недовольство главы МИД вызвали планы правительства отказаться от сокращения пенсий бывшим депутатам и отменить безусловный базовый доход, что противоречит ключевым положениям политики движения «Пять звезд».
В то же время леворадикальные «Пять звезд», состоящие в коалиции с левоцентристской Демократической партией (ДП), переживают кризис. Сам Ди Майо, с чьим именем и связывают проблемы партии, в январе покинул пост лидера движения. Теперь же министр демонстрирует свою готовность отстаивать ценности политического объединения, в том числе — выходя на улицы.
Стоит отметить, что
партия стремительно теряет свой электорат, из «Пяти звезд» массово уходят депутаты, заявляя, что движение уже не то, в которое они вступали.
32 человека покинули его ряды. Основная причина недовольства — отступление от нонконформизма и антисемитизма, которые лежали в основе силы. Подкосило партию и отсутствие привередливости в выборе партнеров по коалиции.
После парламентских выборов 2018 года правящее большинство сформировалось не без сложностей. Переговоры длились на протяжении трех месяцев. Тогда леворадикальное «Движение пяти звезд» получило 32% голосов, а националистическая «Лига» в составе правоцентристской коалиции, куда входили также «Вперед, Италия» и «Братья Италии», набрала 17%.
Изначально «Звезды» попытались сформировать коалицию с Демократической партией, которая находилась у власти прежде. Однако демократы отказались вступать в союз и предпочли уйти в оппозицию. «Пять звезд» в результате сформировала правящее большинство с «Лигой», которая вышла из правоцентристской коалиции, чтобы войти в этот альянс.
Уже спустя год союз «Лиги» и «Звезд» дал трещину: формальным поводом послужило строительство скоростной железной дороги между Турином и Лионом. «Лига» активно поддерживала реализацию проекта. Однако «Пять звезд» посчитали, что проект слишком дорого обойдется Италии, а также нанесет вред экологии Альп.
Поводов для взаимного раздражения, впрочем, было гораздо больше. Лидер «Лиги» Маттео Сальвини — один из главных политиков-националистов в Европе. Оппоненты политика из левого лагеря нередко сравнивают его с Муссолини.
Занимая пост главы МВД, он приказывал не пускать на территорию Италии суда с мигрантами. К слову, на днях сенат проголосовал за лишение депутатской неприкосновенности бывшего министра внутренних дел.
Итальянские прокуроры намерены предъявить ему обвинения по делу о судне с мигрантами, которое было заблокировано в сицилийском порту Аугуста. Лишение неприкосновенности дает возможность привлечь Сальвини к ответственности по обвинению в превышении полномочий и незаконном удержании мигрантов, прибывших в Италию.
Партнерство с националистами избирателям «Пяти звезд» не пришлось по вкусу. За год существования этой коалиции партия растеряла половину электората.
Однако в августе движение избавилось от партнерства с «токсичной» «Лигой». О распаде коалиции объявил сам Маттео Сальвини. Его партия, в отличие от «Пяти звезд», напротив, обрастала популярностью — сказывался, например, миграционный кризис в Европе.
Критический рост миграции отразился на всей Европе, но, например, националистам Германии или Франции гораздо сложнее разыграть этот козырь — экономика этих стран достаточно сильна. Зато в Италии тезис о том, что мигранты забирают рабочие места, а на их содержание выделяются бюджетные средства, оказался действенным.
В итоге на выборах в Европарламент «Лига» и «Пять звезд» поменялись местами. Последние получили всего 17%, в то время как их партнеры по коалиции — 34,3%.
Сальвини решил не упускать такой шанс. Объявив о распаде коалиции, политик рассчитывал на проведение досрочных выборов, в результате которых «Лига» могла получить уверенное большинство, избавиться от партнеров, а сам лидер партии — стать премьер-министром.
Понадобилась неделя, чтобы противостоящие друг другу «Пять звезд» и ДП заключили соглашение о создании коалиции, чтобы помешать планам Маттео Сальвини. Однако этот шаг еще больше ударил по репутации «Звезд».
За реализацию плана выступал Луиджи Ди Майо и бывший премьер-министр, экс-лидер демократов Маттео Ренци, который ранее принципиально отказывался от любого сотрудничества с «Пятью звездами».
Проблема состоит в том, что лидеры ДП на протяжении нескольких лет последовательно отказывались сотрудничать с леворадикальной партией, которая, к тому же, в течение года служила опорой для «Лиги» Сальвини. Противники такого развития событий в обеих партиях заявляли об угрозе, которую Маттео Сальвини представляет либеральной демократии, однако объединение ДП и «Пяти звезд» воспринималось как нечистоплотность и беспринципность. Ди Майо же обвиняли в торговле ценностями партии из-за желания остаться у власти.
Сегодняшние призывы Ди Майо к протестам — это его попытка вернуть партию в привычное для избирателей русло. При этом, как отмечает в разговоре с «Газетой.Ru» эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер, кризис проблемы переживают не только «Пять звезд».
«Вообще все переживают кризис в Италии. Кризис переживает правительство, кризис переживают «Пять звезд», кризис переживают демократы и кризис переживают правые. Вообще вся страна находится в кризисе.
Во-первых, Италия не встроилась в новые экономические реалии, она слишком много должна, слишком слабая экономика, политика в Италии сосредоточена, как мы видим, на противостоянии юга и севера, эти противоречия в определенном смысле разрешить невозможно. Те люди, которые сейчас входят в правительство, они не готовы были решать эти проблемы, а после того, как предыдущий вариант правительства распался, стало понятно, что никакой реальной альтернативы всему этому нет», — поясняет эксперт.
Итальянское общество действительно поляризовано по географическому признаку. На юге страны наблюдается политическая нестабильность, более низкий уровень экономического и социального развития, урбанизации, индустриализации. От жителей севера же периодически доносятся призывы политической или экономической независимости.
В конце января Международный валютный фонд (МВФ) заявил, что дефицит бюджета Италии превысит целевой показатель правительства на 2020 год, а государственный долг увеличится в среднесрочной перспективе. В заключительном докладе по итогам ежегодной миссии МВФ в Риме фонд настоятельно рекомендовал правительству Италии принять «предварительные высококачественные меры» для консолидации государственных финансов.
«Итальянские проблемы зашли слишком далеко, и простого решения у них нет. Тот уровень децентрализации политики в обществе недостаточен, тот уровень экономики, который разделяет север и юг, недостаточен, те идеи которые витают в обществе и двигают политику, скорее, на мой взгляд, проблематичны. Поэтому все вместе дает нам основание для не позитивных прогнозов, плюс антироссийские санкции, в которых Италия является главной потерпевшей», — резюмирует Владимир Брутер.