Официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова удивлена идеей новых украинских властей запустить вещание всемирного русскоязычного телеканала. Как сообщает РИА «Новости», Захарова напомнила о «языковом законе», действующем на Украине.
«Это же надо додуматься: выделять средства для «покрытия» русскоязычной аудитории по всему миру, когда у себя в стране русский, в соответствии с новым законом о языке, разрешен только для частного общения и религиозных обрядов», — возмутилась представитель МИД.
Захарова добавила, что идея убеждать защитников русского языка на Украине «в их неправоте» с помощью русскоязычного канала «безумна».
«Происходящее настолько невероятно, что история более напоминает какую-нибудь библейскую притчу, чем ситуацию из наших дней», — подчеркнула она.
Накануне заместитель главы офиса президента Украины Кирилл Тимошенко заявил в интервью «Интерфакс-Украина», что Киев создаст государственный телеканал с вещанием исключительно на русском языке — для усиления позиций Украины в информационной борьбе.
По словам Тимошенко, этот канал будет актуален на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, а также в Крыму, которые Киев считает оккупированными Россией. Кроме того, Киев намерен посредством ТВ бороться за умы и сердца российских граждан.
Он добавил, что команда Зеленского считает, что новый телеканал должен быть собственностью украинского государства. Тем не менее, ведутся переговоры с рядом частных каналов для трансляции «наиболее классного контента».
Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров в разговоре с ФАН заявил, что планы украинской администрации создать русскоязычный канал для ведения «борьбы за умы» потерпят крах.
«Настойчивые попытки столкнуть Россию и Украину не приведут ни к каким результатам», — подчеркнул он. По словам сенатора, перед Украиной в преддверии зимы стоят совершенно иные проблемы и задачи.
Кроме того, он добавил, что жители России — целевая аудитория телеканала — будут критически относится к информации, транслируемой подобным СМИ.
В конце мая Захарова уже подвергла критике закон об исключительности использования украинского языка во всех сферах, принятый ранее Верховной радой и подписанный Петром Порошенко в последнюю неделю своего президентства.
«Одиозный закон о языке никому, кроме крайних националистов, не нужен», — заявила представитель российского МИДа.
15 мая, буквально в последние дни пребывания на посту президента, Петр Порошенко подписал закон об украинском языке. Согласно документу, украинцы обязаны использовать его практически во всех сферах жизни, в том числе в магазинах и кафе. Против этого законопроекта выступали российские политики, считая его дискриминирующим права русскоязычного населения.
«Он [документ] выверен настолько, чтоб ни одна политическая сила, которая стоит на государственных патриотических позициях, не имела оснований инициировать его пересмотр. Нет оснований», — заявил Порошенко.
Согласно закону, «украинский язык как единый государственный язык выполняет функции языка межэтнического общения, является гарантией защиты прав человека для каждого украинского гражданина независимо от его этнического происхождения, а также является фактором единства и национальной безопасности Украины».
При этом все должностные лица страны: правительство, судьи, офицеры ВСУ, а также учителя, преподаватели вузов и врачи обязаны разговаривать и писать только на украинском языке при исполнении служебных обязанностей.
В личном общении украинский можно не использовать. Религиозные обряды также можно совершать на языках национальных меньшинств Украины.
Впрочем, уже сейчас власти Украины занялись работой над ошибками — верховный комиссар Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по делам национальных меньшинств Ламберто Заньер рассказал, что его ведомство вместе с украинским министерством культуры разрабатывает поправки к закону о государственном языке.
«Во-первых, в законе ничего не говорится о защите языков нацменьшинств. Во-вторых, все вопросы об использовании государственного языка решаются довольно жестко — не через систему стимулов и поощрений, а <...> через наказания», — заявил Заньер.
По его словам, при составлении законопроекта также не проводились консультации с представителями нацменьшинств.