К 2021 году избирательная система, по которой формируется Государственная дума, может быть несколько скорректирована, сообщили «Газете.Ru» сразу три источника, близких к Кремлю, а также высокопоставленный собеседник издания.
Речь идет о пересмотре пропорций, по которым депутаты избираются по партийным спискам и по одномандатным округам.
Сейчас депутаты проходят в нижнюю палату парламента по формуле 50/50. То есть половина состава Думы формируется по партийным спискам, другая половина — по одномандатным округам (такая избирательная система называется смешанной).
К слову, в России так было не всегда. Например, Думы V и VI созывов комплектовались по партийным спискам (пропорциональная система), к смешанной — пропорционально-мажоритарной — вернулись на последних выборах в 2016 году.
Если изменения произойдут, речь будет идти все о той же смешанной системе, то есть сама модель формирования Думы не изменится. Корректировке может быть подвергнута лишь пропорция — «одномандатники» сформируют 70% состава нового созыва, тогда как партспискам будет отдано 30%.
Обычно официальные объяснения подобных перемен сводятся к разговорам о задачах развития самой партийной системы. Например, отмену мажоритарных округов власти объясняли необходимостью развития института политических партий. После, когда восстанавливали смешанную систему, говорили о необходимости появления сильных депутатов-«одномандатников».
Более того, развитие мажоритарной системы ведет к сокращению количества партий. В теории политики выделяют закон Мориса Дюверже, который сводится к тому, что формирование состава парламента лишь через одномандатные округа в конечном итоге приводит к установлению двухпартийной системы.
Неофициально же такое решение объясняется прагматическими соображениями: в свое время смешанную систему заменили на пропорциональную из-за того, что с «одномандатниками» всегда было сложнее договориться, указывают несколько собеседников «Газеты.Ru».
Возвращение же старых правил в 2016 году стало определенным ударом для парламентской оппозиции, которая оказалась не готова к таким выборам, и ее представительство серьезно сократилось. На тех выборах «Единая Россия» взяла 203 одномандатных округа из 225. Суммарно она получила 343 мандата, что на 105 больше, чем в 2011 году.
Кстати, администрация президента (АП) также постоянно тестирует систему с самовыдвижением кандидатов. Например, на выборы в Мосгордуму все провластные кандидаты идут как самовыдвиженцы. Осведомленный источник, близкий к Кремлю, также упомянул, что и ЕР в свое время родилась из соединения двух партий. По его словам, вполне возможно, что по результатам выборов в Госдуму самовыдвиженцы или кандидаты других партий просто войдут в коалицию с «Единой Россией».
По этой же причине, к слову, собеседники «Газеты.Ru» отвергают идею полного перехода на мажоритарную систему — это будет слишком сильный удар по партийному полю.
Ради рейтингов
Возможные преобразования источники «Газеты.Ru» связывают с низкими рейтингами «Единой России». Согласно ВЦИОМ, на 9 июня электоральный рейтинг партии власти составлял 33,7%, ФОМ за 2 июня дает результат немногим лучше — 34% (при том, что на выборах в 2016 году ЕР поддержали 54,2% избирателей).
Во многом окончательное решение по пересмотру пропорций избирательной системы зависит от того, какую задачу поставят перед единороссами, объясняет высокопоставленный источник: нужно взять конституционное большинство — или достаточно простого большинства.
«Это самый простой способ победить, ничего не меняя», — говорит собеседник «Газеты.Ru», близкий к Кремлю.
Впрочем, положительный исход для ЕР неочевиден, считают два других источника издания. Например, на выборах в Иркутское заксобрание в 2018 году в округах ЕР взяла восемь мандатов, а КПРФ — девять.
Да и говорить, что какое-то конкретное решение по поводу избирательной системы уже принято, преждевременно.
«[Эту идею] то обсуждают, то от нее отказываются. Потом снова обсуждают», — описывает собеседник дискуссии на Старой площади, где располагается АП. «Законопроекта нет», — добавляет еще один источник, близкий к Кремлю.
При этом «Газете.Ru» известно, что данная идея точно «витает» в самой партии власти: на вопрос, могут ли партийную систему ждать подобные изменения, источник в ЕР ответил, что такое предложение точно будет.
Фонд «Петербургская политика» в апреле этого года опубликовал доклад «Возможные сценарии думских выборов — 2021». В качестве одного из сценариев эксперты выдвинули предложение полного перехода к мажоритарной системе. Осведомленный собеседник, близкий к Кремлю, заявил, что доклад не основан на каких-то реальных планах, но сам текст документа он назвал «удачным».
Опыт региональных выборов учтут
Похожий принцип (25% по спискам и 75% «одномандатников») уже внедрили в ряде сложных для ЕР региональных кампаний предстоящего в сентябре Единого дня голосования. Например,
так будут избираться заксобрания Марий Эл, Хабаровского края, Тульской области.
По информации «Газеты.Ru», лоббировали такие изменения изначально именно единороссы. Но в этом процессе явно участвовала и АП, а в Кремле, как минимум, дали добро на подобные изменения.
Впрочем, у идеи есть и противники. Так, по информации «Газеты.Ru», среди ряда лиц, участвующих в принятии этого решения, есть и те, кто считает, что партия должна показать свою «субъектность» и не идти на подобные корректировки.
Источник, близкий к Кремлю, отмечает, что сейчас у кураторов внутриполитического блока много других забот и они не готовы предметно заниматься этим вопросом. Другой осведомленный собеседник «Газеты.Ru» объясняет, что о выборах в Думу пока вообще не думают. В любом случае власти, видимо, будут анализировать результаты региональных выборов с измененными пропорциями.
Решения еще нет
Два высокопоставленных источника также говорят, что обсуждать изменения пока рано. Один из них также отмечает, что ситуацию с рейтингом не надо воспринимать однозначно: средний рейтинг суммируется по данным с разных территорий — где-то он меньше, где-то больше.
Собеседник во внутриполитическим блоке Кремля утверждает, что вопроса об изменении пропорций и вовсе не стоит.
Напомним, вскоре после выборов 2018 года в АП уже обсуждали идею с изменением партийного поля. Выдвигалось предложение несколько реформировать малые партии и стимулировать их более активно участвовать в выборах. Ряд источников, близких к Кремлю, также говорил о возможности снижения заградительного барьера в 5% на думских выборах.
Глава Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов считает, что система, при которой большая часть кандидатов в Думу выдвигаются по одномандатным округам, например, в условном соотношении 300 на 150 мест, — «несомненно, более представительна».
По мнению эксперта, она позволяет эффективно артикулировать региональные интересы, а также выдвигать в парламент политиков, располагающих реальным общественным доверием.
«Пропорция «одномандатников» и избранных по партспискам «75/25» неплохо зарекомендовала себя на региональном уровне. В крупных округах традиционно побеждают политики, обладающие ресурсами, влиянием и известностью, то есть, прежде всего, кандидаты власти»,
— подчеркивает политолог.
Также Орлов считает, что отказываться от бренда «Единой России» в случае изменений в избирательной системе кандидатам в депутаты не стоит.
«Я не думаю, что в случае принятия условной схемы «300/150» власти потребуется дополнительная «департизация» кандидатов. Уровень поддержки «Единой России» достаточно высок, чтобы не скрывать партийную идентификацию кандидатов в тех случаях, когда она заявлена. Впрочем, конкретные модели избирательных кампаний в округах могут отличаться», — заключает он.