Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Цель — смена режима»: переживет ли Иран блокаду США

Путин обсудил с Совбезом России односторонние санкции США против Ирана

Тегеран готов обсуждать c Вашингтоном ядерную сделку, если США проявят уважение, заявил глава МИД исламской республики Джавад Зариф. В условиях американского давления Тегеран ищет возможности для маневра в диалоге с европейскими странами, однако вряд ли в ближайшее время пойдет на диалог с Вашингтоном. У Ирана достаточно большой запас прочности, более того, из-за нажима со стороны Белого дома в стране укрепляются позиции консервативных кругов.

Глава иранской дипломатии Зариф заявил, что его страна рассматривает возможность дипломатического решения спора с США, и дал понять: Иран ждет изменения подхода от администрации Трампа.

«Взаимное доверие не обязательно для начала переговоров, но взаимное уважение необходимо»,

— сказал Зариф в интервью изданию USA Today.

Интервью было опубликовано в понедельник, 5 ноября, после того как США ввели новый пакет санкций против Ирана. Они касаются более 700 иранских фирм и физических лиц, среди которых банки, национальная иранская танкерная компания и другой крупный иранский бизнес.

Требования, которые выдвигают США к Ирану, касаются не только ядерной сделки, но и других раздражающих Вашингтон факторов. Среди них — отказ от производства баллистических ракет, прекращение помощи радикальным шиитским группировкам, а также освобождение американских заключенных и уход Ирана из Сирии.

Вводя новые санкции против исламской республики, США пока вывели из-под их действия несколько стран-покупателей иранской нефти: Китай, Индию, Грецию, Южную Корею, Японию, Тайвань, Италию и Турцию.

Несмотря на это, президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что

американские санкции в отношении Ирана направлены на «нарушение мирового баланса».

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что Владимир Путин обсудил с постоянными членами Совета Безопасности санкции США против Ирана. Он также добавил, что на встрече особо отметили незаконный характер этих санкций.

Как говорит ведущий аналитик Gulf State Analytics в Вашингтоне Теодор Карасик, стратегия США носит «многовекторный» характер: «Иран отрезают от всех типов финансовых и транзитных систем. Несмотря на то что восемь стран исключены из соглашения, есть широкие возможности, чтобы заморозить иранскую торговлю». Эксперт уверен, что руководство исламской республики в нынешних условиях будет пересматривать экономические планы, адаптируясь к условиям блокады со стороны США.

Пока неясно, на какие уступки может пойти Иран, если переговоры с США все же состоятся.

Если освобождение американцев, находящихся в Иране, — вполне выполнимое условие, то на уход из Сирии Тегеран вряд ли сможет согласиться в ближайшее время.

Как отмечает руководитель научных исследований Института диалога цивилизаций Алексей Малашенко, «мягкая» позиция, которую выражает глава иранского МИДа, «разделяет американцев и европейцев».

В Тегеране не скрывают свои надежды на то, что европейские страны, такие как Германия, Великобритания и Франция, которые остаются приверженцами сделки, выступят их союзниками.

Но защищать соглашение европейцам будет сложно. Спецпредставитель США по Ирану Брайан Хук уже заявил, что Соединенные Штаты введут санкции в отношении компаний и лиц, которые попытаются обойти антииранские санкции. «Если физлицо или предприятие будет участвовать в транзакциях, которые нарушают санкционный режим, то, как я говорил ранее, мы будем вводить санкции», — сказал Хук.

Администрация Трампа надеется, что ужесточение санкций приведет к ухудшению экономической ситуации и смене режима. В Иране это хорошо понимают, отмечает эксперт клуба «Валдай», старший преподаватель Университета им. Шахида Бехешти в Тегеране Хамидрез Азизи: «Почти все иранские официальные лица считают, что целью Трампа является не достижение новой договоренности с Ираном или компромиссов в отношении регионального поведения Ирана.

Цель — смена режима в Иране. Усиливая давление на иранский народ, США надеются заставить его действовать против своего правительства», — говорит Азизи «Газете.Ru».

Эксперт считает, что эта тактика не только не приведет к расколу среди иранской политической элиты, но и укрепит антиамериканские позиции внутри США. «Иными словами, это приведет к усилению антиамериканского вектора во внешней политике Ирана», — уверен Азизи.

С этими утверждениями согласен и Малашенко, который полагает, что действия США лишь укрепят позиции консерваторов внутри Ирана и «свяжут руки» президенту Хасану Роухани, который поставил свою подпись под ядерной сделкой. Эксперты по Ирану ждут также, что санкции усилят позиции корпуса Стражей исламской революции (КСИР).

Эта элитная военно-политическая организация — один из столпов Ирана — также связана с большим количеством различных бизнес-структур страны. Ранее Роухани критиковал корпус за вмешательство в экономику, но в условиях усиления американских санкций делать это будет затруднительно.

Сам Роухани, который имеет репутацию «либерала», также ужесточил риторику в отношении США. По его словам, Иран стоит перед лицом «экономической войны». «Мы противостоим разъяренному врагу. Мы должны выстоять и победить», — говорит лидер страны.

Экономическая ситуация в Иране действительно оставляет желать лучшего: безработица выросла на 12% и охватывает сегодня более 3 миллионов граждан. В конце 2017 — начале 2018 года страну потрясли многочисленные демонстрации, на которых выдвигались требования экономического характера.

«Протестный потенциал в Иране зреет, но он имеет внутренний характер. Негативная динамика внутри страны усиливается, но запас прочности большой. Это не Венесуэла»,

— говорит специалист по Ирану, ведущий научный сотрудник Высшей школы экономики Николай Кожанов.

Эксперты считают, что даже ухудшение экономической ситуации вряд ли заставит Иран отказаться от политики экспансии в регионе, в том числе в Сирии. «Уход из Сирии — это красная линия. Они оттуда никогда не уйдут», — говорит Кожанов.

Тегеран рассматривает свое военное присутствие в Сирии как возможность противостояния Израилю. Кроме того, Иран также видит своими противником и Саудовскую Аравию — главного союзника Вашингтона в регионе.

При этом, несмотря на то что администрация Трампа говорит, что она будет максимально наращивать давление на Иран, о каких-то военных действиях в отношении этой страны речь не идет. Не исключено, что в случае если в результате промежуточных выборов демократы смогут взять власть в конгрессе, там усилятся голоса сторонников нового подхода к исламской республике.

Новости и материалы
В российском перинатальном центре родились два младенца с зубами
Появилось видео ДТП с «Газелью», которую отбросило на подростков в Ингушетии
На Украине больше не будут изымать имущество коррупционеров
В пользу Минобороны России взыскали 1,74 млрд рублей
Стало известно, когда откроется каток в «Лужниках»
В Челябинске возбудили дело после наезда на толпу пешеходов
Найдена связь между числом морщин и деменцией
Лайма Вайкуле и Шура Би-2 готовят дуэт
Экс-тренер «Спартака» объяснил, почему разгромили «Локомотив»
РИА Новости: статья Times о версии взрыва посылки DHL готовила общественное мнение Запада
Появилось видео, как Якубович со скандалом покидает шоу «Что было дальше?»
На Украине предложили мобилизовать военных пенсионеров
Чемпион «Больших шлемов» оценил выбранное Надалем время для ухода из тенниса
Назван лучший соперник для сборной России
ЦАХАЛ и «Хезболла» могут прекратить боевые действия
«Засилье косоротых»: ведущая «Спокойной ночи, малыши» о новых мультфильмах
В Литве заявили, что признаков теракта на борту разбившегося под Вильнюсом самолета нет
Путин посетит Казахстан с государственным визитом 27 ноября
Все новости