«Не выдержал позора»: Борис Джонсон ушел в отставку
Новым главой МИД Великобритании стал Джереми Хант
На этом, дорогие читатели, мы завершаем нашу онлайн-трансляцию. Сегодня Тереза Мэй столкнулась с достаточно сложным событием во внутренней политике Великобритании. Все же пост министра иностранных дел — один из ключевых во всех политических системах. Борис Джонсон не согласился с предложением премьер-министра о «мягком» варианте Brexit — экс-глава МИД обвинил главу кабмина в том, что она придает Британии «статус колонии», а сама идея Brexit «умирает».
Отставки министров вполне могли обернуться для Мэй серьезным политическим кризисом — недаром даже британские СМИ активно стали говорить о возможной отставке премьера (в аналогичной ситуации немецкая пресса пыталась «спасти» положение Ангелы Меркель, когда у нее возникли серьезные разногласия с главой МВД по поводу миграционных проблем).
Тем не менее Мэй, кажется, выходит из затруднений, однако насколько без потерь, станет понятно уже в ближайшее время. Новым главой МИД Великобритании стал Джереми Хант.
«Газета.Ru» продолжит следить за изменениями в Великобритании и первыми действиями Ханта на посту главы форин-офиса. Оставайтесь с нами. И доброй ночи, тем у кого наступает ночь, а тем, кто уже совсем скоро проснется и отправится на работу — доброго утра и продуктивного дня.
Собственно, информация о новом министре по цифровым технологиям, культуре, СМИ и спорту не заставила себя долго ждать. Королева уже утвердила на эту должность теперь уже бывшего генерального прокурора Англии и Уэльса Джереми Райта.
При этом в большой политике Хант давно. В 2005 году, когда консерваторы были в оппозиции, он был назначен в так называемом теневом правительстве министром здравоохранения по делам инвалидов, а в 2007 году — в аналогичной структуре — министром культуры, СМИ и спорта.
После прихода к власти Джеймса Кэмерона в 2010 году, сначала получил портфель министра культуры, СМИ и спорта, а с 2012 года занимал должность министра здравоохранения.
Джереми Хант — далеко не новичок в политике. Естественно, он член Консервативной партии. Занимал пост министра здравоохранения в первом и втором кабинетах как Дэвида Кэмерона, так и Терезы Мэй.
Несмотря на то что предположить, какой именно будет его политическая манера в кресле главы форин-офиса, сложно, можно быть уверенным, что его политика будет полностью соответствовать фарватеру политики Терезы Мэй. Чем это обернется для России, только предстоит узнать.
А вот министром здравоохранения Великобритании стал теперь уже экс-министр культуры Мэтт Хэнкок. Такая вот интересная рокировка. Ждем новостей, какой министр получил портфель главы британского минкульта.
Канцелярия премьер-министра таки определилась с новым министром иностранных дел. Им стал Джереми Хант. Ранее он занимал пост министра здравоохранения. При этом в твиттере канцелярии уже успели сообщить, что королева была рада утвердить политика на новую должность.
Немного о карьерном пути Бориса Джонсона: в 2001 году он стал членом Палаты общин Великобритании от Консервативной партии, а в 2008 году победил на выборах мэра Лондона, сменив на этом посту Кена Ливингстона. Под руководством Джонсона в Лондоне существенно сократился уровень преступности. После избрания Терезы Мэй премьер-министром Великобритании он принял ее предложение занять пост главы Форин-офиса и вступил в должность 13 июля 2016 года. За время пребывания на посту главы британского МИД Джонсон прославился своими резкими высказываниями, в том числе по отношению к России.
Кстати, у экс-министра иностранных дел Соединенного Королевства русские корни. В 2017 году Джонсон приезжал с визитом в Россию. В интервью британскому изданию The Sunday Times перед этой поездкой Джонсон, любитель истории, позволил себе сравнить Россию со Спартой — античным военным государством деспотического типа.
В Госдепартаменте США заверили, что отставка Джонсона не повлияет на отношения Вашингтона и Лондона.
«Мы высоко ценим самоотверженную службу министра иностранных дел [Джонсона] и его неизменную приверженность особым отношениям между США и Великобританией. Мы будем и впредь тесно сотрудничать с Соединенным Королевством по широкому кругу общих для наших стран приоритетов», — сказал РИА «Новости» представитель Госдепа.
Британское издание The Independent пишет, что за минувший год Мэй потеряла семь министров — «такого количества было бы достаточно, чтобы потопить любого другого политика». «Однако отсутствие достойного кандидата на роль ее преемника играет ей на пользу», — считают авторы материала.
Тем временем официальный представитель Белого дома Сара Сандерс объявила, что отставки в британском правительстве никак не повлияют на проведение запланированной на 13 июля встречи президента США Дональда Трампа с премьер-министром Великобритании Терезой Мэй. «Президент по-прежнему ожидает рабочего визита [и переговоров] с премьер-министром [Великобритании Терезой Мэй] 13 июля и дальнейшего укрепления особых отношений США и Великобритании», — приводит слова Сандерс РИА «Новости».
Отметим, что сегодня история с «Новичком» получила скандальное продолжение — спустя всего несколько часов с момента объявления об отставке Джонсона Великобритания вновь обвинила Россию в отравлениях на территории Соединенного королевства. Обвинения озвучил министр обороны страны Гэвин Уильямсон.
На этот раз речь идет об отравлении граждан Великобритании Дон Стерджесс и Чарли Роули, контактировавших, по мнению британской полиции, с тем же нервно-паралитическим веществом, что и Скрипали. Накануне Стерджесс скончалась в окружной больнице Солсбери, ее сожитель находится в критическом состоянии.
При этом следователи пока «не могут утверждать», что есть связь между веществом, которым были атакованы Сергей и Юлия Скрипаль, и нервно-паралитическим агентом, с которым контактировали Стерджесс и Роули.
В своем «прощальном» письме Борис Джонсон также поблагодарил Терезу Мэй за возможность работать в ее правительстве.
В заключение экс-глава МИД отметил, что последние несколько месяцев показали, «как у Великобритании много друзей» — он напомнил, что 28 государств проявили солидарность с Лондоном, выслав российских дипломатов поскле скандала с отравление Сергея и Юлии Скрипаль в Солсбери.
«Мы сейчас оказались в смехотворном положении, когда вынуждены принимать в точности те же законы, что и ЕС, просто чтобы сохранять экономическое здоровье страны — и при этом у нас больше нет никакой возможности влиять на процесс принятия этих законов. С этой точки зрения мы действительно двигаемся к статусу колонии», — говорится в письме Джонсона.
«Прошло больше двух лет с момента, как британский народ проголосовал за выход [Велкиобритании] из Европейского союза с однозначным и твердым обещанием, что если они сделают это, они бы вернули контроль над своей демократией.
Им сказали, что они смогли бы управлять своей собственной иммиграционной политикой, вернуть суммы наличных денег, которые Великобритания в настоящее время тратит на ЕС, и, более того, они могли бы принимать законы независимо и в интересах народа этого государства», — пишет Джонсон.
В письме, адресованном Терезе Мэй, Борис Джонсон подчеркивает, что на данном этапе переговоры по выходу Великобритании из состава ЕС «не ведут к достижению самостоятельности Лондона в вопросе принятия своих собственных законов». Напротив, пишет Джонсон — «Великобритания сдала назад». «Если Brexit больше ничего не значит, это точно должно дать министрам и парламенту шанс пойти против течения, чтобы защитить британское общество», — уверен экс-глава МИД Великобритании.
Тем временем часть консерваторов высказалась, кого бы они хотели видеть на вакантной должности главы МИД Великобритании.
Лорд Ричард Бальфе заявил, что предпочтительной кандидатурой на замещение позиции министра иностранных дел некоторые консерваторы видят Дэвида Лидингтона.
«Это зависит от того, кто заменит [Джонсона]. Если кто-то как Дэвид Лидингтон — это очень хорошо. Если кто-то как [замглавы МИД] Алан Дункан — это плохо, может быть хуже. Если кто-то как [министр транспорта] Крис Грейлинг — это только усугубит кризис», — заявил Бальфе.
Великобритания «движется к статусу колонии» из-за предложенного Терезой Мэй варианта Brexit — именно так экс-глава МИД страны Борис Джонсон объяснил свое желание подать в отставку. Кроме того, в своем письме премьер-министру он указал, что «мечта [о Brexit] умирает», пишет The Guardian.
Российские политики продолжают комментировать череду отставок в британском правительстве. Оно и понятно, ситуация в отношениях Москвы и Лондона месяц от месяца обостряется, поэтому любые изменения внутри Великобритании могут как обострить и без того сложные отношения, так и подтолкнуть к корректировке диалога между двумя странами.
Тем не менее, политическая стабильность в Лондоне пошатнулась, считает член комитета Госдумы по международным делам Сергей Железняк.
«Вряд ли стоит ожидать, что пришедшие на смену министры в правительстве Великобритании изменят ситуацию на внешнем периметре британской политики, включая отношения с Россией. <…>
Великобритании в нынешних условиях очень сложно сохранить политическую и общественную стабильность внутри страны, что негативно влияет на способность принимать взвешенные решения на внешней арене, отражающиеся на международной арене. Но это крайне необходимо, в том числе, на фоне участившихся террористических актов, которым неоднократно подвергалась сама Великобритания», — цитирует РИА «Новости» Железняка.
Замминистра иностранных дел Алан Дункан, между тем, заявил, что Джонсон на посту главы МИДа был одним из ярчайших политиков. Более того, Дункан выразил уверенность, что его экс-начальник еще в «значительной мере» окажет влияние на британскую политику.
Возможно, Дункан намекает, что у Джонсона еще есть идеи, как повлиять на ситуацию в Великобритании. Но утверждать точно мы этого не можем.
В общем-то, поддержка и оппозиция Терезы Мэй практически прошла по разделению на консерваторов и лейбористов. Стоит сказать, что на прошлогодних выборах консерваторам (которых и представляет Мэй) не удалось набрать большинства в палате представителей – для этого было необходимо 326 мест, а партии премьера удалось набрать 318 мест. Ближайшие соперники — лейбористы — получили тогда 262 мандата.
Что ж, поддержка у Мэй есть, однако говорить о том, что она подавляющая, никто из наблюдателей не торопится.
Пока британские СМИ пишут, что в свете нынешней ситуации члены парламента могут объявить Терезе Мэй вотум недоверия, в ее офисе заверили, что она готова отстаивать кресло главы кабмина при любой попытке оспорить ее премьерство.
Представитель офиса Мэй также заявил журналистам, что отставки Дэвиса и Джонсона не свидетельствуют о кризисе в правительстве.
Председатель Европейского совета Дональд Туск выразил сожаление, что вместе с отставками британских министров не ушла сама идея выхода Великобритании из состава ЕС. «Политики приходят и уходят, но проблемы, которые они создают для людей, остаются. Я могу только сожалеть, что идея Brexit не ушла вместе с Дэвисом и Джонсоном. Но... кто знает?», — написал Туск в своем твиттере.
Politicians come and go but the problems they have created for people remain. I can only regret that the idea of #Brexit has not left with Davis and Johnson. But...who knows?
— Donald Tusk (@eucopresident) 9 июля 2018 г.
В Госдуме уже выразили надежду, что новый глава МИД Великобритании будет ориентирован на переговоры с Москвой. В этом ключе высказался член комитета ГД по международным делам Антон Морозов, однако подчеркнул, что всерьез рассчитывать на это сложно.
Также он назвал ушедшего в отставку Джонсона «экстравагантным политиком». «И, конечно, [он производил впечатление], мягко говоря, не совсем форматного [политика] для главы дипломатического ведомства такой серьезной страны как Великобритания», — цитирует Морозова РИА «Новости».
Настроения в британских СМИ из-за нескольких отставок подряд не то чтобы панические, но явно достаточно критические. Политический обозреватель «Би-би-си» Лаура Кьюнссберг сказала, что выход из состава правительства господина Джонсона ввергает «премьер-министра в неловкое и сложное положение, которое потенциально может привести к полномасштабному кризису».
К слову, в британском парламенте все чаще раздаются мнения, что Мэй необходимо выбрать что-то одно — предложенный ею план или же собственное премьерство. Да, видимо, внутри британского истеблишмента все же давно назрел раскол. Наверняка мало кто во время референдума по вопросу о выходе Великобритании из ЕС предполагал, что в конечном итоге это приведет к вялотекущему политическому кризису.
Мэй уже выступила перед парламентариями. По сообщению РИА «Новости», ее речь прерывалась насмешливыми возгласами со стороны депутатов. В частности, Мэй отметила, что предлагаемые Евросоюзом варианты неприемлемы, поскольку могут привести к созданию границы между Северной Ирландией и Республикой Ирландия, а это, в свою очередь, будет противоречить Белфастскому соглашению.
А вот Терезу Мэй отставки одних из ключевых министров, отвечающих за Brexit, не смущают — она продолжает настаивать на «мягком» варианте выхода, считая, что предложенный ею вариант будущих таможенных и торговых отношений с Евросоюзом — оптимальный.
Решение Джонсона об отставке приветствовал британский политик и депутат Европейского парламента Найджел Фараж. «Браво, Борис Джонсон. А теперь можем мы, пожалуйста, избавиться от ужасной Терезы Мэй и вернуть Brexit в нужное русло?», — написал политик в своем твиттере.
Он также призвал министра окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства Великобритании Майкла Гоува последовать примеру главы МИД: «Время Майклу Гоуву решать. Партия или страна, карьера или принципы?»
Bravo @BorisJohnson. Now can we please get rid of the appalling @theresa_may and get Brexit back on track.
— Nigel Farage (@Nigel_Farage) 9 июля 2018 г.
В качестве возможного преемника Джонсона на посту главы МИД Соединенного королевства британские СМИ называют министра кабинета Великобритании Дэвида Лидингтона.
Источник газеты The Guardian в британском правительстве предупредил, что отставки министров продолжатся в случае, если Мэй не откажется от своего «мягкого» плана в отношении Brexit: «Они будут уходить один за другим пока она [Тереза Мэй] не изменит план или не уйдет».
В свою очередь, официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила мнение, что такого исхода стоило ожидать. «Учитывая его лирический склад и любовь к русской литературе, вспомнились строки «не вынесла душа поэта», которые хочется завершить на слове «позора». Помните, мы говорили о том, что вся эта грязная многокомпонентная интрига плачевно закончится для правительства Т. Мэй? Пожалуйста. Оставаться в этой дырявой шлюпке не захотел даже британский король политической эксцентрики», — написала Захарова в фейсбуке.
Она добавила, что «столько врать миру» про «руку Кремля», отравление в Солсбери и чемпионат мира по футболу «становится уже опасно». Официальный представитель МИД обратила внимание на недавний инцидент с отравлением британских граждан в Эймсбери, отметив, что это уже «не шутки» для ушедшего в отставку министра.
«Одно дело российские граждане Скрипали, на которых можно проводить любые эксперименты, а другое - собственные люди. Перед своим народом отвечать, это не в НАТО сказки рассказывать», — заключила Захарова.
Тем временем отставку Бориса Джонсона уже прокомментировал постпред России при первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Сергей Кисляк. По его словам, уход главы МИД Великобритании не приведет к улучшению российско-британских отношений.
«Взятый Лондоном курс в отношениях с Россией настолько агрессивен и инерционен, что вряд ли можно ожидать, что одна отставка, в том числе министра иностранных дел, его развернет. Конечно, нужно посмотреть, кто придёт (на должность министра иностранных дел Великобритании), но этот курс определял не Джонсон, его определяет Мэй», — заявил Кисляк РИА «Новости».
Борис Джонсон и Дэвид Дэвис занимали министерские посты в британском правительстве с 13 июля 2016 года, они являлись ключевыми министрами в кабинете Мэй, а также сторонниками «жесткого» Brexit.
Тем временем, так называемый White Paper — официальный документ, в котором Лондон изложит свою позицию на переговорах с Брюсселем, — будет опубликован только на следующей неделе. Но, видимо, уже можно смело говорить, что согласование документа проходит негладко.
Собственно, вокруг чего споры внутри британского правительства. В минувшую пятницу, 6 июля, Тереза Мэй заявила о стремлении смягчить условия выхода Великобритании из Евросоюза. То есть британский премьер планирует предложить Брюсселю создать зону свободной торговли и обозначить перечень промышелнных товаров и сельскохозяйственной продукции, которые подпадут под будущие ограничения.
Сторонники «жесткого выхода» Великобритании сразу встретили подобные планы в штыки. Среди их аргументов — то, что Лондон при реализации подобного сценария все равно останется в зависимом положении от Евросоюза, а также создаст преимущество глобальным корпорациям в ущерб британским производителям.
Британские СМИ достаточно остро реагируют на череду отставок в кабинете министров Терезы Мэй. The Guardian пишет, что отставка Джонсона повышает «чувство кризиса» в политической элите Великобритании, что в конечном итоге может вылиться в вотум недоверия премьер-министру. И если это произойдет, то это, пожалуй, станет самым негативным последствием Brexit из всех — по крайней мере для действующих властей.
На Даунинг-стрит уже подтвердили, что Тереза Мэй приняла отставку Джонсона.
«Сегодня днем премьер-министр приняла отставку Бориса Джонсона с поста главы МИД Великобритании. Его замена будет названа в ближайшее время. Премьер-министр выразила благодарность Борису за его работу», — заявил официальный представитель Мэй.
Накануне стало известно о том, что свои посты покинули министр по выходу Великобритании из состава Евросоюза Дэвид Дэвис и его заместитель Стив Бейкер.
Добрый вечер, дорогие читатели «Газеты.Ru».
Разногласия вокруг Brexit в британском правительстве выходят на новый уровень. Несогласие с проектом выхода Великобритании из Евросоюза премьер-министра Терезы Мэй, который предполагает так называемый мягкий вариант развития событий, толкнуло главу МИД страны Бориса Джонсона подать в отставку.
Это уже третий член правительства, покинувший свой пост за последние 24 часа.
«Газета.Ru» следит за событиями в британском истеблишменте и рассказывает о самом интересном. Оставайтесь с нами.