На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Никаких сделок: США толкают Иран к революции

Экс-посол России в Иране о том, к чему приведет разрыв ядерной сделки с Тегераном

Выход США из ядерного соглашения с Ираном может привести к военно-политическому конфликту с трудно предсказуемыми последствиями. И во многом развитие ситуации будет зависеть от того, хватит ли решимости Европе противостоять Дональду Трампу. Чего добиваются США и какова роль ЕС в этом процессе, «Газете.Ru» рассказал экс-посол России в Иране Александр Марьясов.

Президент США Дональд Трамп заявил о выходе США из Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ядерной проблемы Ирана (СВПД). Вашингтоном возобновляются замороженные после достижения Венских договоренностей жесткие антииранские санкции, связанные с ядерной деятельностью Тегерана. Готовится введение односторонних американских санкций против компаний и банков тех стран, которые не прекратят инвестиционное, торгово-экономическое и финансовое сотрудничество с ИРИ.

Трамп проигнорировал настойчивые призывы лидеров европейских стран-участниц СВПД не выходить из ядерной сделки с Ираном, равно как и мнение значительной части американского истеблишмента не разрывать СВПД ради сохранения международного контроля за ядерной деятельностью Тегерана, престижа, доверия и договороспособности США, предотвращения обострения ситуации на Ближнем Востоке.

Гораздо ближе и понятней Трампу оказались инсинуации премьер-министра Израиля Беньямину Нетаньяху относительно «продолжающейся» разработки Ираном военных аспектов своей ядерной программы.

Президента США не смутил тот факт, что недавно презентованная израильским лидером информация далеко не первой свежести и хорошо известна МАГАТЭ, которое закрыло этот вопрос после верификации прекращения Ираном еще в 2003 году вероятных, но так и не доказанных работ в этой области.

Поощряемый своими ближайшими помощниками-ястребами — госсекретарем Майклом Помпео и помощником по вопросам национальной безопасности Джоном Болтоном — Трамп явно провоцирует Тегеран на выход из СВПД, возобновление своей активной ядерной деятельности, прекращение сотрудничества с МАГАТЭ, чтобы свалить на Тегеран всю ответственность за обострение ситуации вокруг ядерной сделки.

Хорошими помощниками в этом деле могут стать и иранские ястребы-радикалы, давно настаивающие именно на таких шагах.

Таким образом, Трамп отбрасывает как несработавшую тактику проводившуюся предыдущим президентом США Бараком Обамой линию на политико-дипломатическое урегулирование иранского ядерного вопроса и постепенное вовлечение Ирана в орбиту западного влияния и окончательно берет курс на подрыв СВПД и тотальное сдерживание растущего влияния ИРИ в регионе Ближнего Востока.

Не случайными были выдвинутые Трампом в январе этого года требования дополнить СВПД положениями о переводе всех временных ограничений на развитие иранской ядерной программы на постоянную основу, распространение инспекций МАГАТЭ на все военные объекты, прекращение ракетной программы и «дестабилизирующей» деятельности Ирана в регионе.

Ужесточая антииранской курс, США преследуют несколько главных целей. Во-первых, сдержать укрепление позиций ИРИ в ближневосточном регионе, добиться международной изоляции Тегерана, представив его изгоем, нарушающим все нормы международного права, преуменьшить роль Ирана как влиятельной региональной державы, имеющей свои легитимные национальные внешнеполитические интересы.

Во-вторых, через усиление многоплановых санкций и ухудшение социально-экономического положения иранцев спровоцировать рост недовольства и антиправительственных выступлений населения с прицелом на смену существующего режима.

Иранское руководство хорошо понимает намерения нынешней американской администрации, однако проявляет пока завидную выдержку. Оно решительно осуждает и отвергает все попытки Трампа по срыву ядерной сделки, постоянно подчеркивая, что Тегеран, в отличие от Вашингтона, неукоснительно соблюдает свои обязательства по СВПД, что четко фиксируется МАГАТЭ.

Вместе с тем сейчас иранская сторона ясно дает понять, что ее терпение не безгранично и она рассчитывает на твердую позицию в пользу сохранения ядерной сделки остальных участников СВПД, прежде всего, «евротройки» в лице Великобритании, Франции и Германии. При этом и верховный лидер ИРИ Али Хаменеи, и президент страны Хасан Рухани настаивают на предоставлении Евросоюзом Ирану твердых гарантий соблюдения интересов Тегерана, понимая под этим сохранение всех торгово-экономических и иных выгод, предусмотренных ядерной сделкой.

Перед ЕС и «евротройкой» в частности стоит сложная задача — сохранить СВПД, не обострив отношений с Вашингтоном. Если финансовое ведомство США действительно введет жесткие требования по прекращению сотрудничества с Тегераном, то ответом европейцев может стать обращение в ВТО с целью оспорить односторонние меры США в отношении европейских компаний либо введение блокирующего законодательства по защите интересов европейского бизнеса.

Но вопрос заключается в том, осмелятся ли европейские страны пойти на конфронтацию с США и станут ли они жертвовать трансатлантической солидарностью, огромным американским рынком и многоплановыми связями с крупнейшей экономикой мира ради Ирана.

Если не удастся сохранить СВПД, у Ирана будут развязаны руки. Потерпит поражение курс умеренного крыла иранского руководства на нормализацию отношений со странами Запада и встраивание Ирана в мировую экономическую систему. Одновременно резко усилится влияние радикальных кругов, настроенных на конфронтацию с США, Израилем, Саудовской Аравией и странами Персидского залива. Активизируется региональная активность Тегерана. Если США и Израиль предпримут даже ограниченные силовые меры в отношении Ирана и подконтрольных ему вооруженных группировок, это может вылиться в опасный военно-политический кризис. Если Иран активизирует свою ядерную деятельность и откажется от сотрудничества с МАГАТЭ, это приведет к началу гонки ядерных вооружений, подрыву режима ядерного нераспространения с труднопредсказуемыми последствиями.

Автор статьи — Александр Марьясов, эксперт клуба «Валдай», чрезвычайный и полномочный посол России в Таиланде и постпред при ЭСКАТО (2010-2014), чрезвычайный и полномочный посол России в Иране (2001-2005). Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Новости и материалы
«Далека от хорошей»: новый тренер Костылевой о состоянии фигуристки
Лукашенко привез Путину обещанный подарок
Дело возбудили против жительницы Красноярского края, державшей сына в грязи и мусоре
«Козел я»: российский фигурист о седьмом месте на ЧР
Песков рассказал о зарубежных визитах Путина в 2026 году
Гуменник назвал золото чемпионата России не самой ценной медалью
«Кошелек» Зеленского обнаружили в Израиле
В Госдуме предложили пересмотреть лимит на подарки учителям
Макрон заявил, что подарит Франции новый авианосец
Лидеры России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии пообщались «на ногах»
Гуменник впервые в карьере завоевал золото чемпионата России
США в рамках блокады Трампа перехватили у берегов Венесуэлы третий танкер
Лукашенко назвал страну, к которой перейдет председательство в ЕАЭС в следующем году
Мужчина расторг помолвку из-за аппетита невесты
Apple придумала, как улучшить ночную фотосъемку
Бывшая жена Паши Техника похвасталась достижениями сына рэпера
Умерла первая переводчица «Хоббита» Толкина на русский язык
Глушаков назвал кандидатов на роль главного тренера «Спартака»
Все новости
Мусорные котики и фейковые эксперты: как ИИ убивает нормальный интернет
Теперь вы знаете