Визит в юго-восточную Азию важен для главы Белого дома Дональда Трампа как попытка диверсифицировать политику США в регионе. Турне продлится две недели и станет самым большим пребыванием американского президента в Азии со времен президентства Джорджа Буша-старшего.
Турне Трамп начнет с Японии — главного военно-политического союзника США в регионе. Во время визита американский лидер планирует подчеркнуть военную составляющую визита и встретиться с американскими военнослужащими, которые дислоцированы на полуострове. Важность такого сотрудничества подтвердили и в Японии.
Согласно заявлению пресс-службы МИД Японии, визит должен «продемонстрировать миру прочную связь между японо-американским альянсом в то время, когда ситуация в области безопасности в регионе, включая Северную Корею, становится все более тяжелой».
Как отмечает бывший посол России в Японии, замглавы МИД России в 1990-е годы Георгий Кунадзе,
с приходом Трампа «военная составляющая» стала играть большую роль в отношении с другими странами, в том числе и с Японией.
Эксперт считает, что, хотя Япония не является членом НАТО, речь может пойти о возможном увеличении расходов этой страны на оборону до 2% ВВП. В настоящее время Токио тратит на оборону 1% ВВП.
Визит американского президента в эту страну происходит сразу после парламентских выборов. На них правящая элита во главе с премьер-министром страны Синдзе Абэ смогла укрепить свои позиции. «Теперь Абэ чувствует себя еще более уверено», — говорит Кунадзе.
Визит в Японию, а после нее и в Южную Корею, должен укрепить уверенность союзников США в том, что Трамп не оставит их в случае, если КНДР начнет агрессивные действия против соседей.
Сейчас в США идут разговоры о возможности возвращения в Южную Корею тактического ядерного оружия, которое было на территории этой страны в начале 1990-х.
Впрочем, это может вызвать противодействие оппозиции и активистов антивоенного движения, которые ранее выступали против размещения на территории страны американской системы ПРО THAAD. Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин также заявил в четверг, что его страна не будет ни производить, ни размещать у себя на территории ядерное оружие.
В Южной Корее сценарий визита Трампа будет примерно таким же, как и в Японию: кроме встречи с руководителем этой страны, он также посетит американских военных на базе в часе езды от Сеула. До так называемой демилитаризованной зоны, которая разделяет Республику Корея и КНДР Трамп не доедет и не сможет посмотреть на территорию главного врага США в бинокль. По словам представителей Белого дома, на это не хватит времени.
Однако и без визита на границу, государств, которые находятся в состоянии войны, от Трампа ожидают воинственных речей в сторону северокорейского режима.
Повернуться на восток без Обамы
После визита в Южную Корею и Японию, Трамп посетит Китай, и именно этот визит считается главным во время многодневного турне по региону. Его ждет встреча с главой КНР Си Цзиньпином, который также укрепил свои позиции после недавнего съезда КПК. Это может гарантировать, что он может остаться у власти и после нового пятилетнего срока.
Политолог Сергей Судаков отмечает, что
тур по Азии — это попытка «диверсифицировать» свою азиатскую политику, вступая в определенное соревнование с КНР в регионе.
Однако японское издание Nikkei Asian Review напоминает, что поездка Трампа заставляет напомнить о наследии его предшественника Барака Обамы, который на втором сроке руководства Штатами объявил о политике «поворота на Восток».
При этом, как и Обама, признавая важность региона для внешней политики США, Трамп «поворачивает на Восток» в иных условиях. Придя к власти, он вскоре подписал указ о выходе США из Транстихоокеанского партнерства, которое администрация Обамы заключила с ключевыми странами региона. Трамп мотивировал это решение защитой интересов американских рабочих. «Выход из ТТП серьезно поколебал уверенность местных экономик, которые сильно заточены на экспорт», — говорит эксперт Центра стратегических разработок Антон Цветов.
По мнению эксперта, администрация Трампа занимается «наверстыванием азиатской повестки во внешней политике». «Несмотря на то, что члены его команды Азию не игнорировали, в регионе есть серьезные опасения, что США «забудут» регион, — отметил Цветов. — Этого боятся и лидеры, так как не хотят остаться один на один с китайским влиянием, и, например, сторонники демократических реформ и правозащитники, которые боятся, что США перестанут их поддерживать в борьбе с собственными, как они считают, автократическими, правительствами».
В качестве кандидата в президенты Трамп неоднократно критиковал Китай, обвиняя эту страну в манипулировании курсом юаня, нарушении интеллектуальных прав американских компаний и демонстративно заигрывал с Тайванем.
Правда, уже на президентском посту Трамп смягчил свою политику в отношении КНР.
Стоит отметить, что этот визит, который продлится два дня, ответный — сам Трамп уже принимал у себя лидера КНР. Аналитик Brookings Institute Райян Хасс отметил в интервью CNBC, что для председателя КНР Си Цзиньпина главное, чтобы Трамп покинул его страну удовлетворенным в тех целях, которые он хочет достичь — «более сбалансированной торговли и сотрудничества по КНДР».
Китай — главный спонсор режима КНДР и его торговый партнер, — однако, пока не слишком спешит помогать США в умиротворении этой страны. Несмотря на то что поведение лидера этой страны Ким Чен Ына не вызывает в Пекине восторгов, китайское руководство рассматривает Пхеньян как буфер против американского влияния в регионе. В то же время, в КНР опасаются военного решения северокорейской проблемы и призывают обе стороны сесть за стол переговоров.
Во Вьетнам к Путину
После Китая следующей остановкой для Трампа станет Вьетнам, где в этом году пройдет саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Трамп заявил, что, вероятно, встретится с президентом России Владимиром Путиным во время саммита АТЭС во Вьетнаме. Об этом Трамп сказал в интервью телеканалу Fox News.
«Это очень важная поездка. У нас может быть встреча с Путиным», — сказал Трамп.
Символично, что встреча президентов России и США пройдет именно во Вьетнаме — некогда главном союзнике СССР в Юго-Восточной Азии. Во времена конфликта в этой стране СССР оказывал массированную военную помощь, что позволило Вьетнаму фактически добиться прекращения американской оккупации. Вьетнам не теряет связей с Россией, а чиновники из этой страны — частые визитеры в Москву.
Правда, несмотря на то что объем торговли между Россией и Вьетнамом с 2015 года вырос на 25% и составил $2,7 млрд, объем экономических отношений Ханоя с США исчисляется более значительными цифрами. В прошлом году экспорт вьетнамских товаров в США составил $38,1 млрд, а импорт из США — $8,7 млрд.
Трамп уже обозначил реперные точки для беседы с российским коллегой.
Трамп заявил, что им с Путиным «нужно поговорить об Украине», отметив также, что президент России «очень важен» для США. Россия, по его словам, может «помочь» США в урегулировании ситуации в Сирии и на Корейском полуострове.
Как отмечает в недавней статье в журнале «международная жизнь» завсектором ИМЭМО Эдуард Соловьев, «участие в инициативах по деэскалации ситуации вокруг Корейского полуострова… не менее важны для России нежели противодействие расширению НАТО на наших западных границах».
Профессор Академии военных наук Сергей Судаков, считает, что Россия как член Совбеза ООН может стать «гарантом выживания правящей верхушки», убедив КНДР пойти на уступки в разработке новых видов оружия. Для этого Россия, которую будут воспринимать как более нейтральное государство, должно убедить США прекратить военное давление на КНДР.
Правда, бывший замглавы МИД РФ Кунадзе сомневается, что Москва может оказать Трампу реальную помощь в решении кризиса в КНДР.
«Отношений особых нет, возможностей нет. Российская политика в отношении северных корейцев — это легкая фронда по отношению к американцам, но не более того», — говорит эксперт.
Завершит азиатское турне Трампа поездкой на Филиппины, где он проведет встречу в рамках саммита США и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Его ждет также встреча с президентом Филиппин Родриго Доутерте, которого за стиль руководства и нарочитую грубость называют «филиппинским Трампом». Многие годы США были союзником США в регионе, однако Дутерте активно налаживает связи с Россией и Китаем. Недавно в стране с визитом побывал глава Минобороны России Сергей Шойгу, во время которого Филиппинам было передана партия автоматов Калашникова и несколько армейских грузовиков.
Как ранее отмечал в комментарии для «Газеты.Ru» директор Центра АСЕАН при МГИМО МИД России Виктор Сумский, обстановка в Восточной Азии, которая складывается под влиянием соперничества США и Китая, «побуждает многие другие страны региона к диверсификации внешних связей».
В тоже время, Дутерте с нетерпением ждет Трампа для первой личной встречи — до этого они общались лишь по телефону. Представитель Белого дома заявил на днях, что у обоих лидеров «теплые отношения».
Вероятнее всего, общение с Дутерте будет для Трампа более приятным, чем нахождение на родине, где в это время активно идет расследование его «русских связей». «Турне долгое и это отчасти связано с тем, что ему сегодня гораздо комфортнее за границей, чем у себя в стране», — отмечает экс-замглавы МИД Кунадзе.