Сенаторы не стали скрывать своего раздражения, прослушав показания главных юристов IT-компаний, владеющих крупнейшими социальными сетями мира (написанных, словно под копирку).
«Мы говорим вам, что идет кибервойна. Не думайте, мы от вас не отступимся. Вы несете ответственность, так как это ваши платформы»,
— распекала представителей компаний сенатор-демократ от штата Калифорния Диана Файнстейн.
Представители могущественных гигантов Кремниевой долины смиренно кивали в унисон и отвечали, что готовы всячески сотрудничать с представителями комитета. Вице-президент компании Google Кент Уолкер, напомнив, что сам работал в правоохранительных органах, отметил, что атаки на сайты совершали «хорошо мотивированные личности». Однако при этом он подчеркнул, что их «активность была минимальной».
Его слова подтвердили и другие участники слушаний. Правда, представитель Facebook Колин Стретч обратил внимание, что посты и группы, за которыми, как предполагают в Сенате, стояли российские активисты, могли быть в теории прочитаны аудиторией в 150 миллионов пользователей.
Общее же количество постов в самой крупной социальной сети мира, попавших под подозрение, составляет 80 тыс. единиц. В Твиттере, где действует принцип лучше проще, да больше, их общее количество достигает 1,4 млн — но это лишь 0,74% от всех постов пользователей, отмеченных хэштэгами выборов.
Один из членов комитета заявил, что главной задачей «агентов» в социальных сетях было стремление внести «раздрай» в американское общество во время предвыборной кампании.
Так же он рассказал, что активистами, за которыми, по его мнению, стояла Россия, была создана группа в соцсетях, целью которой стало объединение националистов Техаса и сторонников отделения этого штата от США.
Параллельно теми же «агентами» была создана и другая группа: «Объединенные мусульман Америки». В обеих группах были размещены посты о том, что собрание членов происходит в одном и том же месте в одно и тоже время. Целью, якобы, было спровоцировать столкновение участников акций — организация провокации, по словам сенатора, обошлась всего лишь в $200.
Сенатор-республиканец от штата Огайо Джим Риш сказал на слушаниях, что целью тех, кто вмешивался в выборную кампанию, была ни столько победа Дональда Трампа, сколько возможность вызвать «разлад» среди избирателей.
При этом глава комитета сенатор Ричард Бёрр отметил, что история с работой предполагаемых «троллей» в социальных сетях «довольно запутана» и ее нельзя сводить лишь к утверждениям СМИ о том, что так русские «помогли выбрать американского президента». Он также заявил, что необходимо тщательно разобраться в ситуации, чтобы не допустить такого со стороны «агентов враждебной державы» впредь.
Бёрр также высказал удивление в отношение того, что при всех своих ресурсах IT-гиганты смогли вычленить только след «одной фабрики троллей в Санкт-Петербурге». Можно предположить, что парламентарии имели в виду уже попадавшую на страницы СМИ организацию (впервые о ней рассказывала «Новая Газета»), ранее базировавшуюся недалеко от платформы «Ольгино» в Северной столице и вероятно принадлежащую Евгению Пригожину.
Даже если это так — о чем так и не было предоставлено никаких конкретных доказательств, — то как-нибудь доказать, что «тролли» выполняли заказ какого-либо государственного учреждения невозможно. Следовательно и утверждения о «кибервойне», развязанной Россией против американской демократии, имеют слабое обоснование.
В компании Facebook ранее подтвердили, что передали в конгресс более трех тысяч рекламных объявлений, которые, предположительно, были размещены связанными с Россией компаниями.
Еще до начала слушаний заместитель главы МИД Сергей Рябков заявил в среду, что руководство США запугало компании Facebook, Twitter и Google в рамках расследования дела о якобы имевшем место вмешательстве в выборы США, передает РИА «Новости».
«Я поражаюсь тому, что эти интернет-гиганты в один день говорят о том, что, условно говоря, пять тысяч долларов потрачено на какую-то политическую рекламу, а на следующий день они говорят о том, что 40 миллионов граждан США, избирателей США оказались под влиянием какой-то российской социально-политической рекламы. Концы с концами не сходятся, они путаются в показаниях, они запуганы и запутаны властями США», — сказал Рябков агентству.
Неспящие в Москве
Пока в США активно расследуют степень пропагандистского влияния России на выборы в США, в Москве занимаются примерно тем же. В среду коллеги американских сенаторов в Совете Федерации провели заседание комиссии по противодействию иностранному вмешательству в российские выборы. На нем
всем российским компаниям рекомендовали воздержаться от того, чтобы давать рекламу в Twitter. Предложение было принято после того, как ресурс отказался от размещения рекламы телеканала RT и Sputnik.
Минюст США считает телеканал RT, возглавляемый Маргаритой Симоньян, рупором «российской пропаганды» и требует его регистрации в качестве иностранного агента. При этом, когда на слушаниях в Вашингтоне речь зашла об RT, вице-президент компании Google Уолкер отметил, что в компании внимательно изучили контент канала и «пока ничего предосудительного не обнаружили».
В то время как RT пытается отстоять свои позиции в США, пытаясь влиять на американскую аудиторию, американские пропагандистские СМИ также не отстают.
Как рассказал на слушаниях в Совфеде представитель ФСБ, радиостанция «Свобода» увеличила финансирование своей корреспондентской сети в регионах в преддверии президентских выборов.
Россия также будет усиливать контрпропаганду внутри страны. Нападки на США, которые в студиях отечественных ток-шоу регулярно представляют американцы, работающие «мальчиками для битья», происходят практически ежедневно.
К инструментам подобной борьбы можно отнести и художественную продукцию. Недавно на Первом канале был показан сериал «Спящие», в котором рассказывалось о разоблачении группы американских агентов, завербованных еще во время учебы в МГИМО. Фильм был снят маститым российским режиссером Юрием Быковым, известным своими критическими фильмами о власти. Сам Быков, подвергшись критике со стороны либеральной общественности за снятое им кино, написал покаянное письмо в соцсетях.
Собеседник «Газеты.Ru» во внешнеполитических кругах признает, что в российских эфирах «есть перегибы». Однако они лишь ответ на «агрессивные действия» со стороны США. «Было время, когда в нашем эфире взгляды на внешнюю политику отражали американские дипломаты», — напоминает собеседник.
C этим высказыванием соглашается и эксперт по международным коммуникациям Дмитрий Климентов, консультирующий различные российские кампании в США. «Основная агрессия исходит оттуда: Россию откровенно называют врагом из каждого утюга», — отметил он.