Заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Аракчи в своей речи на Московской конференции по нераспространению ядерного оружия заверил, что Тегеран ни при каких обстоятельствах не будет производить или приобретать ядерное оружие.
«Это постоянное, бессрочное обязательство Ирана, которое он взял на себя в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий», — приводит слова дипломата РИА «Новости».
По его словам, после истечения срока ограничений, предусмотренных документом, Иран не будет разрабатывать ядерную бомбу, а станет полноправным членом Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) – как и любая другая неядерная держава.
При этом представитель внешнеполитического ведомства подчеркнул, что если все стороны будут выполнять свои обязательства в рамках СВПД, то через шесть лет Иран ратифицирует дополнительный протокол. А если СВПД провалится, то это будет означать дискредитацию режима нераспространения и провал ДНЯО. Что касается ракетной программы Ирана, то она носит исключительно оборонительный характер, продолжил иранский дипломат.
«Наши ракеты — это единственное и надежное средство обороны для нас, они служат исключительно целям защиты и сдерживания. Они необходимы, чтобы не допустить повторения нового Саддама Хуссейна в регионе», — указал Аракчи.
Вместе с тем, после заявлений президента США Дональда Трампа по ядерной сделке Тегеран готовится ко всем вариантам развития событий, а любое публичное выступление главы Белого дома является прямым нарушением Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе, добавил замглавы МИД Ирана.
«Согласно одному из пунктов, участники переговоров и Иран обязуются осуществлять добросовестно настоящее СВПД в конструктивной атмосфере и воздерживаться от любых действий, не совместимых с буквой, духом и намерениями договора, которые подорвали бы его успешную реализацию. Старшие должностные лица государств-участников переговоров предпримут все усилия в поддержку успешного выполнения СВПД, включая их публичные заявления. Так вот любое публичное выступление президента Трампа — это уже нарушение СВПД», — сказал он.
Днем ранее глава МИД России Сергей Лавров на открытии конференции выразил обеспокоенность тем, что ряд стран настойчиво пытаются использовать не по назначению ресурсы Международного агентства по атомной энергии. В частности, превратить его в инструмент политического давления или систему перепроверки разведывательной информации, расширить его мандат на деятельность, не относящуюся к уставным целям и задачам Агентства, а также навязать ему проверку ядерного разоружения, заставить проверять не связанную с ядерными материалами военную деятельность.
«Со своей стороны будем добиваться, чтобы система гарантий агентства оставалась объективной, деполитизированной, обоснованной, опиралась на международное право и способствовала закреплению общих достижений, таких, например, как Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе», — заверил российский дипломат.
Ранее Трамп представил проект нового плана о том, как Белый дом будет вести политику в отношении Ирана. В своей речи 13 октября Трамп снова обвинил Тегеран в финансировании терроризма и заявил, что Иран неоднократно нарушал положения сделки по ядерной программе. Американский президент объявил, что Белый дом вместе с конгрессом США будет работать над устранением недостатков.
Однако Трамп не исключил разрыва соглашения в дальнейшем.
«Если мы не сможем прийти к решению с Конгрессом и нашими союзниками, то соглашение будет прекращено. Я думаю, что это была одна из самых некомпетентных сделок, которые я когда-либо видел», — сказал он.
В ответ на заявления президента США глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини заявила, что Трамп не может отменить соглашение по ядерной сделке с Ираном. Президент Ирана Хасан Роухани поддержал ее и заявил, что ни одна страна не может отменить ядерное соглашение и в него не могут быть внесены оговорки. По словам политика, Иран «даст достойный ответ», если в процессе ужесточения санкций будут затронуты его национальные интересы.
Затем Германия, Франция и Великобритания сделали совместное заявление, в котором призвали США согласовывать с ними введение санкций относительно Тегерана. Страны также не намерены выходить из соглашения по иранской ядерной программе.