Президент России Владимир Путину посетил Всемирный фестиваль молодежи, открытие которого состоялось в воскресенье, 15 октября, в Сочи. Организаторы сделали немало, чтобы «перезапустить» повестку фестиваля, который начал проводиться в странах соцлагеря с конца 1940-х годов и традиционно продвигал левые идеи, в том числе антиимпериалистические.
У нынешнего фестиваля другие задачи: поиск образа будущего для мира. По задумке организаторов, эта концепция не только современнее, но и перекликается с актуальной президентской повесткой, где «образ будущего» для России — одна из центральных концепций.
Впрочем, в начале мероприятия прошлое фестиваля дало о себе знать. На церемонии открытия президент Всемирной федерации демократической молодежи (международная организация левого толка, основанная в начале холодной войны — «Газета.Ru») Никос Пападимитриу вспоминал таких деятелей, как Че Гевара и Фидель Кастро, жаловался на международную несправедливость, агрессию и вмешательство в дела других стран. «Да здравствует антиимпериалистическая солидарность и мир!», — закончил он свое выступление.
Немало на фестивале было и экологической повестки, волнующей молодой электорат по всему миру. Девушки в респираторах и белых одеяниях исполнили перед собравшимися танец на фоне темных волн, символизируя агонию лебедей в нефтяных потоках.
Президент РФ, в свою очередь, был сдержан и оставался в центристской повестке. Его главное послание в день открытия фестиваля было примирительным и было нацелено, прежде всего, на международную аудиторию. В своей приветственной речи Путин заявил: организаторы фестиваля доказали, что теплота человеческого общения не зависит от политических, религиозных, культурных и других различий.
Политик напомнил: в прошлый раз (в 1957 году, когда фестиваль первый раз прошел в Москве, став прорывным международным событием для СССР. — «Газета.Ru») люди стояли на улицах и крышах домов российской столицы, приветствуя участников фестиваля. В этот же раз было принято решение провести мероприятия в «спортивной столице России», Сочи.
Путин подчеркнул, что фестиваль — это символ солидарности всех континентов. «Вас, молодежь разных стран, объединяет общее чувство ценности и цели», — говорил он. «Дерзайте, создавайте свое будущее. Чтобы изменить этот мир, сделать его лучше», — призвал президент России, объявив фестиваль открытым.
Чуть позже президент обратился с отдельным посланием в сторону Европы, заявив, что надо переходить от конкуренции к сотрудничеству в межгосударственных отношениях.
Произошло это на отдельной встрече с избранными участниками фестиваля. Это были эколог из Индии Афроз Шах и врач из Индонезии Гамаль Ильбансаид. Рассказывали они об актуальных проблемах в своих странах. Афроз Шах поделился с президентом своим желанием, чтобы воды в реках Мумбаи стали прозрачными, а Ильбансаид рассказал о том, как он борется за то, чтобы медицинская помощь стала доступна в его стране каждому.
Путин не поскупился на похвалу и тому, и другому. Ильбансаиду он сказал, что врач — это не столько профессия, но миссия. А с индийцем поделился собственными соображениями по поводу состояния мировой экологии, вспомнив об «островах» из пластиковых бутылок в Тихом океане. «Специалисты считают, что это даже меняет температурный режим в океане», — заявил президент.
Впрочем, громких обещаний ни тому, ни другому российский лидер давать не стал. Он подчеркнул, что экология — тема затратная, и в тяжелых экономических условиях внедрение новых технологий ложится подчас тяжелым грузом на промышленность.
«Что касается медицинской сферы, нужно действовать очень аккуратно», — продолжал Путин. По его словам, человек должен понимать ответственность за свое здоровье. При этом нужно определить, в каких сегментах государство обязано оказывать помощь бесплатно.
Между тем, на выступлении представителя Франции, молодого политолога-выпускника МГИМО Николя Шарраса, Путин говорил более развернуто. Француз на русском стал рассказывать, что увлекся геополитикой, а уже это привело и к изучению международной роли России. Он пообещал президенту страны «посвятить жизнь» налаживанию отношения между нашими странами и противодействовать тем, кто пытается «любой ценой столкнуть лбами Россию и Европу».
Путин в ответ рассказал о европейской судьбе России. По его мнению, хотя страна расположена в евразийском пространстве, но «с точки зрения культуры, даже группы языка, истории — это, безусловно, прежде всего, европейское пространство». Люди, населяющие Россию, являются носителями европейской культуры, добавил президент.
Он призвал не оглядываться в прошлое и не делить все «по национальным квартирам». Упомянув Францию, Путин призвал не вспоминать войну 1812 года, а смотреть в будущее и «идти по общей дороге».
По ходу общения с делегатами фестиваля российский лидер напомнил, что ни у кого нет монополии на то, чтобы продвигать свои «собственное видение развития мира в одностороннем порядке». «Мир многообразен, и надо уважать, это многообразие», — добавил политик.
С точки зрения Владимира Путина, нужно перестать видеть друг в друге соперников. По его словам, в том числе и на межгосударственном уровне надо придерживаться позиций партнерства.
Эти высказывания очерчивают контуры будущего внешнеполитического блока программы Путина на мартовских выборах, — если он все-таки объявит о выдвижении своей кандидатуры. У политика есть время до декабря, чтобы определиться с этим решением.
Еще один диалог у Путина состоялся с российским ученым Артемом Органовым, который рассказал президенту, как в начале покинул страну, а потом, благодаря программе мегагрантов, вернулся в нее. Теперь же его коллеги за рубежом думают, не стоит ли вернуться и им. Органов выразил надежду, что приток ученых в России обратно шел бы такими же темпами, как в свое время осуществлялся исход.
Однако оказалось, что Путин такую мечту хоть и разделяет, но хотел бы придать ей больше прагматизма. В Россию, конечно, могут возвращаться все, но особенно интересны ей те, кто реально состоялся, и те, кто могут двигать страну вперед. По поводу этих категорий граждан президент РФ заявил, что определенные идеи уже есть. Об инициативах для всех остальных потенциальных репатриантов российский лидер рассуждать не стал.